Сторінки

пятница, 30 мая 2014 г.

Нужно ли защищаться от ненужных покупок?



*
*
*
«Чтобы тратить деньги с умом,
нужно сперва потратиться на ум».
Л. Сухоруков, российский афорист.

 Сегодня я решила рассказать немного о спонтанных покупках.

  На западе при изобилии товаров и услуг культура расходования денежных средств складывалась многими десятилетиями. Японцы учились тратить деньги пару десятилетий. Говорят, что тот, кто был нищим и разбогател, еще 30 лет чувствует себя нищим.
Российскому рынку более 20 лет. Россияне, оказавшись в обществе изобилия, еще не успели освоить культуру потребления и рационального расходования своих денежных средств. Но сейчас многие начинают задумываться над проблемой рационализации расходов. Планированием семейного бюджета на месяц занимаются около 40%. То есть более 2/3 населения вообще не занимаются планированием личного бюджета! Только 20% думают на 2-3 месяца вперед. Около 6% думают в рамках года.4% - более года.

РАСХОДЫ МАЯЧКИ.

РАСХОДЫ МАЯЧКИ
Покупки, которые мы совершаем для того, чтобы наградить себя за то, что в жизни так мало радостных моментов я называю расходами маячками.  Ранние подъемы, пробки, не любимая работа, общественный транспорт, отказ себе во многом, а что взамен???
У нас еще очень высок показатель спонтанности покупок. Если раньше покупатель думал: надо ли покупать шоколад, то теперь при огромном предложении он думает, сколько и какого шоколада мне взять. Многие уже начали задумываться не о том, как больше заработать, а о том, как грамотно распределить свои деньги.
Что же говорит мировая практика по поводу спонтанных расходов? Каждые 5-10 лет спонтанность покупок будет снижаться. Лет через 30 мы выйдем на среднеевропейский уровень.
Причины расходования денег на Расходы Маячки:
  • Для поощрения самого себя (стремление наградить себя – один из наиважнейших аспектов психологии покупателя)
  • Феномен «стадное чувство»  (развито в людях с детства. Потребитель неосознанно доверяет чужому мнению, которое имитирует реклама. В подсознание закладывается желание походить на других, не отстать от друзей, быть не хуже. Человек боится: если не обладать признанными атрибутами успешности, то можно стать чужим. Крупные компании при помощи рекламы создают впечатление, что их продукция необходима каждому. Чем более человек эмоционально незрелый, не самодостаточный, тем больше он боится показаться не таким как все.)
Шопомания – это атрибут благополучного общества и развитой экономики. Возникает проблема: люди подсаживаются на процесс покупки, как на легкий наркотик. (сходил-купил-порадовался). В основе шопомании лежит нехватка общения, эмоций, непонимания со стороны близких, сильное переутомление. Наша страна долго была закрыта от изобилия. Напряжение, вызванное необходимостью зарабатывать деньги необходимо снимать либо шопингом либо алкоголем.

Соглашаясь в целом с Ларисой, возражу ей в том, что шопомания и безудержное потребительство - это атрибуты не благополучного, а больного общества и следовательно, - не вполне здоровых людей.


Испытывать повышенный аппетит после длительного голодания, - естественно. Это - всего лишь, одно из проявлений инстинкта самосохранения. Однако, человек здоровый в духовном плане, умеет это проявление не только сдерживать, но и переводить, превращать его в творческую энергию. Отсюда, кстати, поговорки "Художник должен быть голодным" и "Satur ventuer non ctudet libenter" (сытое брюхо к учению не склонно). 


Стараться быть похожим на родителей, учителей, старших товарищей, подражать их поведению - тоже вполне естественно. Так проявляется наше единство с миром и стремление к развитию (еще один базовый инстинкт). Но выбирая образцы для подражания, можно руководствоваться разными критериями. Соответственно, разными будут и пути развития. Среди них нет хороших и плохих, поскольку, согласно еще одной поговорке, "Все дороги ведут к Богу", но есть те, которые подходят нам больше или меньше. Если будем ошибаться, потеряем больше времени, испытаем больше страданий и меньше счастья.


Что произойдет, если мы осознаем вредность спонтанных покупок и слепого подражательства, но не сможем от них избавиться? Получим очередную порцию негативных эмоций и разбаланс внутреннего состояния. Надо ли  нам такое "счастье"?


Нам надо другое: найти и устранить внутренние причины этих внешних проявлений. Не надо себя ругать, не надо себя заставлять, не надо мучиться от того, что не получается. Надо измениться, стать другим, более совершенным. В этом тоже нет ничего страшного или экстраординарного, - это обычный процесс развития, разве что, чуть более контролируемый чувствами и сознанием. А требует он лишь наблюдательности и своевременной фиксации происходящего. Другими словами, он требует осознанности.


Живя неосознанно, мы не контролируем свои действия, совершаем их в автоматическом режиме. Развив в себе дисциплину, от автоматизма можно избавиться и думать, что теперь все хорошо. Хуже то, что мы не контролируем свои чувства, которые и являются причиной действий. 


Не надо останавливать и пресекать спонтанную покупку, надо определить чувства, которые ее вызвали и поработать с причиной этих чувств. Если устраним причину, выздоровление придет само и незаметно.













Комментариев нет:

Отправить комментарий