Сторінки

понедельник, 23 июня 2014 г.

Чужие деньги.


Уж сколько раз твердили миру…
                                  (И. А. Крылов)

Почему мы не учимся на чужих ошибках, ведь, на первый взгляд, кажется, что это так просто и понятно? Возможно, потому что каждый человек очень индивидуален, и мало того, - в глубине души знает это. Там, в душе, мы очень хорошо понимаем, что наш собственный путь никак не пересекается с путями других людей, - ни с теми, которые были до нас, ни с теми, которые живут рядом с нами, ни с теми, которые придут после нас.  Поэтому, чужой опыт – это просто истории, которые сами по себе могут быть интересными, но никакого отношения к нашей реальной жизни они не имеют, и пользы от них ноль.
Зато на внешнем плане все иначе, внешне мы старательно изучаем  поведение своих кумиров, охотно воспринимаем навязанные стереотипы, подчиняемся определенным правилам, копируем распространенные шаблоны и постоянно сравниваем себя с другими. Быть такими, как все, быть не хуже других, если не быть, то хотя бы казаться лучше других – наш обычный стиль жизни.
В этой двойственности нет ничего удивительного, эта двойственность создает ту саму разность потенциалов, которая вызывает развитие. При одном, правда, но непременном условии: внешнее и внутреннее конфликтует между собой не антагонистически (побеждает сильнейший), а диалектически (единство и борьба противоположностей).
Не суди о своем величии по своей тени при заходе солнца, - говорил Пифагор. И эта его фраза наводит меня на подобное сравнение в связи с нашим разговором. Если некую область деятельности, процесс либо конкретную ситуацию, представить в виде объемной глыбы (фигуры, объекта), расположенной на ровной поверхности, то тень ее в лучах солнца, либо же другого стороннего светильника (которым вполне может быть сознание наблюдателя), и будет  представлять собой чужой опыт в познании этого явления. Много светильников, много углов их наклона – много теней и много разнообразных опытов. Можно ли по характеристикам этих теней-опытов, судить о свойствах самого объекта? Можно, в какой-то мере. Много ли от того будет пользы? Думаю, не много.
Много ли сказано о банковских кредитах? Очень много. Подробно изложены их свойства, характеристики, особенности, приведены аргументы сторонников и противников, описан опыт многочисленных заемщиков. Но все это – только тени от взглядов других людей. Их можно коллекционировать, пересматривать и перекладывать из одной стопки в другую и совершать с ними много чего еще. Нельзя только понять, какую пользу или вред принесет подобный кредит конкретно нам, - нам, а не вообще или кому-нибудь другому.
Понять нельзя, а почувствовать можно. Многие так и делают. Есть люди, кредиты в свою жизнь абсолютно не допускающие. Они знают о них не больше, чем другие, а чувствуют что-то свое. Есть другие люди, без кредитов свою жизнь абсолютно не представляющие. Их знания те же, а чувства иные. И те, и другие сумели согласовать чувства с разумом, подсознание с сознанием, - найти их диалектическое единство. Им одинаково хорошо.
Есть люди колеблющиеся, имеющие, как положительный, так и отрицательный кредитный опыт или желающие его приобрести. Они ищут согласование внешних условий, вместо того, чтобы согласовать внешнее и внутреннее. Если победит внешнее (жадность), они получат свой опыт; если победит внутреннее (страх), они продолжат его хотеть.
И вот я думаю, продолжать ли рассказывать читателям о кредитах или лучше не вмешиваться в конфликт их внутреннего и внешнего? Внешняя информация, если она правдива, сама по себе нейтральна и безвредна, но какой она станет, соединившись с чувствами конкретного человека? Может, сказать предварительно пару слов о чувствах? Ладно, скажу позже.
Раньше мы говорили, что есть хорошие кредиты на бизнес, которые погашаются доходами от него и есть плохие кредиты на потребление, для погашения которых надо больше работать и зарабатывать. Это – с точки зрения психологии или чувств заемщика. С финансовой точки зрения, бизнесовые кредиты более дешевые для заемщика, но более хлопотные для банка. Банковским кредитным экспертам, прежде чем профинансировать чей-то бизнес, приходится тщательно его изучать, чтобы оценить возможности возврата своих денег.
Гораздо проще выдавать кредиты потребительские. Да, по ним довольно высок процент невозврата, но эти потери с лихвой компенсируются повышенной кредитной ставкой. Отдельный потребитель, как личность, малоинтересен банку, который строит свою работу не на изучении клиентов, а на технологиях. И дело не в том, что стандартный технологический процесс не допускает ошибок, сила его в том, что количество ошибок точно известно. А раз так, то математически очень легко высчитать приемлемую кредитную ставку, при которой добросовестные заемщики заплатят за «невозвращенцев».
Между прочим, мы привыкли (не без оснований, честно говоря) во всем обвинять банки, в то же время, жалея и оправдывая недобросовестных заемщиков, которые по своей, то ли глупости, то ли молодецкой удали, «кидают» банк на деньги. Так вот, с этим надо заканчивать, потому что страдают от их фокусов не банки, а честные заемщики, которые получают для своих кредитов повышенную процентную ставку и из своего кармана оплачивают вороватость либо бестолковость тех, кого жалеют и чью наглость в глубине души одобряют. Банк – это система, обыграть которую могут только одиночки; народ же в своей массе, ей всегда проигрывает.
 В безусловном, к слову, проигрыше оказываются и потребители коммунальных услуг, которые снисходительно или равнодушно относятся к своим соседям-должникам, протечкам воды и потерям тепла в магистральных сетях, воровству электроэнергии. «Коммуналка» - это тоже система, привычно возлагающая любые неплатежи и потери на тех, кто добросовестно платит. Сегодня праведный «народный гнев» направлен преимущественно на самих коммунальщиков с их традиционной бесхозяйственностью, и это справедливо. Но, обратите внимание, особого рвения в борьбе с неплатежами, эти системы тоже не проявляют, тупо закладывая все недоплаты в тариф для остальных. И не будут, потому что таковы законы жизни этих систем.
Таким образом, в любой системе (государстве, в том числе) устанавливается баланс между честными и нечестными ее участниками. О концепции революционно стабильной стратегии (ЭСС) Мэйнарда Смита, который построил цифровые модели подобных систем, я писал еще в декабре 2012 года, поэтому повторяться не буду, - кто захочет, найдет тот материал.
Но вернемся к кредитам до зарплаты, объявлениями о которых пестрят все столбы и стены города (а городские власти, как и прежде, отказываются зарабатывать, безжалостно штрафуя их подателей). Это действует, пришедшая на смену старой (пока – в дополнение к ней) новая система выдачи потребительских кредитов, - как водится, в еще более жесткой форме. Что изменилось? Круг заемщиков расширился, средний размер займа снизился, срок кредитования уменьшился, кредитная ставка возросла. Все нормально, - просто просчитана новая математическая модель под растущие запросы людей, которые по обыкновению, не ведают, что творят.
Почему не ведают? Потому что психология в очередной раз побеждает математику. Взять в долг 1000 гривен, чтобы через неделю вернуть на 100 гривен больше, считается нормальным (а что, мне же надо?). То, что это более 500% годовых, не видно, и об этом никто не говорит. То, что при этом придется заплатить «за того парня», который не вернет ничего, тоже не замечается.
Есть и мошенники, которые подстраиваются под популярную схему. Но я совсем не уверен, что в данном случае лучше: попасть однажды к ним в лапы, потерять деньги, и заречься брать кредиты вообще или «удачно» воспользоваться кредитом под 500% годовых, чтобы повторить потом эту операцию неоднократно. Склоняюсь к тому, что лучше один раз обжечься, потому и не стану рассказывать, как отличить мошенников от «честных грабителей».
Давайте пробовать, давайте ошибаться, давайте приобретать собственный (как положительный, так и отрицательный) финансовый опыт. Чужой все равно не работает.




Комментариев нет:

Отправить комментарий