Сторінки

пятница, 4 июля 2014 г.

Дети и деньги.





В прошлый раз я рискнул дать определение инвестированию, как управлению собственными жизненными ресурсами. Не отказываюсь от него и сегодня. Добавлю, что видимо, личное управление – это не только наше право, но и обязанность, пренебрежение которой может закончиться чем-нибудь плохим.

А вот  ресурсы, которыми мы управляем.
1.     Врожденное  и заработанное здоровье.
2.     Полученные от рождения ум, таланты и способности.
3.     Приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки.
4.     Финансовые активы и капиталы.
5.     Материальные ресурсы.
6.     Связи, знакомства, круг общения.
7.     Характер, воля – дух.
8.     Чувства, эмоции, - душа.

Естественно, среди них оказались финансовые активы и капиталы, проще говоря, - деньги. Не могу назвать этот ресурс самым главным, но к теме данной статьи он относится, как нельзя, лучше.

Итак, если инвестировать, означает реализовывать свое право распоряжаться и управлять деньгами, то закономерны некоторые вопросы.
1.      Когда, то есть, в каком возрасте это право возникает?
2.     Зависит ли оно от возраста или только от наличия денег?
3.     Право управлять, - оно безусловное или им надо с кем-то делиться, например, со взрослыми?
4.     Деньги для управления можно получить от родителей или их надо заработать самостоятельно?

О детских карманных деньгах сказано немало, но порядка в этом вопросе, как не было, так и нет. В первую очередь потому, что все дети разные и взрослеют с разной скоростью – просто невозможно дать возрастные рекомендации, которые подошли бы каждому ребенку и каждому родителю. Во вторую очередь потому, что семьи очень отличаются достатком, а сами родители –  характером.

О финансовом просвещении детей говорят и финансисты, и психологи, но пока я вижу во всех их словах только желание заработать. Финансисты желают воспитать преданных потребителей своих финансовых услуг, а психологи - расширить список своих клиентов. Сами родители финансово просвещать  своих чад не рвутся и, видимо, правильно делают. На управление всеми ресурсами, силенок у детей пока не хватает, и им лучше сосредотачиваться на главном – развитии себя, своих внутренних качеств, формировании характера.

Как-то не встречались интервью с самими детьми. Наверное, не потому, что детям нечего сказать, а потому что им это пока не интересно. Это еще раз подтверждает мысль о том, что не стоит стараться сделать детей счастливыми (а также финансово грамотными) помимо их желания.

Единственно, что могу отметить из этой области, -  две книги Бодо Шефера о девочке Кире и собаке по имени Деньги. Там, действительно, изложен детский взгляд на деньги, который на поверку оказывается более взрослым, чем у самих родителей Киры. Я бы сказал, неестественно взрослым. Но, поскольку, действие книг происходит в германо-американских реалиях, далеких от нашего образа жизни, то и воспринимаются они не совсем серьезно. Во всяком случае, резонанса, подобного тому, который вызвала первая книга Бодо Шефера  «Путь к финансовой независимости», эти книги не имели (о второй вообще мало кто знает). 

Не слишком впечатляют и «детские» книги Роберта Кийосаки «Богатый ребенок, умный ребенок», «Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу», которые, похоже, свою актуальность уже утратили. Основная мысль этих книг следующая:  твой банкир никогда не попросит тебя показать ему твой школьный табель, его интересует твой финансовый отчет. Думаю, наступают времена, когда банкир перестает быть авторитетом, которому хочется что-то показать и спросить совета. И уже сегодня, для нас важно побольше от него утаить.  Вот, что пишет автор во введении к первой из этих книг:
«В век промышленности было принято учиться, получить хороший аттестат или диплом, найти надежную работу с гарантированными льготами и держаться за нее всю жизнь. Проработав примерно двадцать лет, человек выходил на пенсию, и до конца жизни о нем заботились компания и правительство.
В век информации правила изменились. Теперь человек учится, получает хороший аттестат или диплом, находит работу и первым делом проходит курс переподготовки. Затем находит новую компанию, новую работу и снова проходит переподготовку. А затем молит Бога, чтобы отложенных денег ему хватило на жизнь после шестидесяти пяти, потому что в наше время старики живут долго».
Я не готов пока (можем подумать об этом вместе) сформулировать, чем характеризуется нынешний век (астрологическая эра Водолея) и как его лучше назвать, но, на мой взгляд, он уже не таков, как это описано у Кийосаки. А раз так, то и наше поведение должно быть другим, а о детях в этом смысле и говорить не приходится.

Я также прочел и пролистал несколько книг на тему «Как вырастить ребенка богатым», написанных русскоязычными авторами. В них изложены вроде бы правильные вещи, которые на практике не работают,  потому что весь их запал сводится к тезису «Как реализовать в детях свои несбывшиеся мечты». Большинство родителей и так пытаются делать это, причем, без всяких руководств и, как водится, безуспешно. Психологи объясняют это тем, что у детей, дескать, собственная программа развития, с родительской никак не связанная, и поэтому большинство попыток «повториться в детях» всегда будут тщетными. Но у меня на этот счет есть другая версия.

Дети все-таки подражают родителям. Вольно или невольно. Чаще невольно, потому что происходит это на уровне подсознания. «Яблоко от яблони недалеко падает» - в народе это давно заметили. Дело в том, что подражание – это самый старый, но по-прежнему, самый действенный метод обучения. Он тянется за нами из нашего животного прошлого и вряд ли когда-нибудь закончится. Жаль, что применить его в эпоху массового образования, становится все сложнее. Раньше мастерство было штучным товаром и передавалось от мастера к ученику на протяжении не одного года тесного и непрерывного общения. Сейчас, когда вдруг  мастерами захотели стать все, образовательный бизнес с энтузиазмом  откликнулся на то, что сам же и организовал. Личное мастерство родителя (мастера) он подменил искусно «нарисованным» и растиражированным «профессионализмом» безликого наемного персонала.

 Не замечая подмены, озабоченные зарабатыванием денег, родители дружно бросились перепоручать воспитание собственных детей нянькам, репетиторам, аниматорам, школам раннего развития и детским центрам. Но беда тут даже не в том, что внешние воспитатели чужих детей плохо повлияют на их формирование, а в том, что находясь в отрыве от детей, родители перестают совершенствоваться, воспитывая в себе образец для их подражания. Дети – наше зеркало, и этого зеркала мы сам себя лишаем. Это же на людях (при детях) надо быть скромным, добрым, любящим и нравственным, а раз они не видят, то можно расслабиться и остаться самим собой. Так вот, дети все равно  своим внутренним взором все видят, они тонко чувствуют фальшь, легко распознают ложь, впитывают и усиливают в себе все обнаруженные тенденции.

Поэтому, если и учить детей, то - только  собственным примером. Учиться и меняться самим, а вслед за нами, будут учиться и меняться они.
Если говорить о деньгах, то это не самый сложный вопрос. Детский бюджет, выделенный отдельно в бюджете семьи, должен быть всегда. Ребенок, когда сам захочет, должен иметь возможность принять участие в его обсуждении и реализации.

Родители должны в присутствии детей самого раннего возраста, открыто и честно обсуждать цели и планы, доходы и расходы, цены и инвестиции, зарплаты и все остальное, связанное с деньгами (в том числе, и бюджет ребенка). Когда дети будут готовы, они сами подключатся и сами зададут нужные вопросы. И в этот момент, от родителей потребуется только одно: быть искренними. Это значит, не допускать, чтобы их слова (хотели же, как лучше) не расходились с их (нет, не делами, дела мы научились скрывать друг от друга) мыслями, которые дети прекрасно «читают». По Тютчеву и так, «мысль изреченная есть ложь», а если мы еще и намеренно приврем, то в детях наше вранье только усилится и со временем, по нам же и ударит.

И это – все. Больше – никаких «умных» книжек и советов.

Источник: Путь украинского инвестора


P.S.       А вы согласны с автором? Что думаете по этому поводу?  

P.P.S.    Если материал понравился, поделитесь ссылкой в соц. сетях. 

P.P.P.S. Другие материалы этой рубрики, читайте здесь.


Комментариев нет:

Отправить комментарий