Сторінки

среда, 31 августа 2016 г.

Еще раз НПФ (и снова о семейном капитале)



Финансовый кризис показал нам всем, что доходность инвестиций, - это ничто по сравнению с их надежностью. Тем более, если наша цель - создание капитала семьи.

Итак, продолжаем рассматривать в качестве инструмента создания семейного капитала Негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

НАДЕЖНОСТЬ.

Главный риск любых инвестиций в нашей стране, - это сама страна; - сколь любимая, столь и непредсказуемая. А если точнее, то не сама страна, а ее, гораздо менее любимое, правительство или правительства. Потому что капитал семьи мы создаем, как минимум, на десятилетия, а правительства у нас меняются едва ли не ежегодно.
Но не все так плохо; воспользовавшись крылатой фразой из «Кавказской пленницы», мы можем смело утверждать: «Кто нам мешает, тот нам поможет». Именно на правительстве лежит тяжкая ноша обеспечения прожиточным минимумом пенсионеров и прочих нетрудоспособных граждан страны. Эта ноша, действительно, тяжкая, потому что разнообразные социальные выплаты из бюджета по своим размерам уже сравнялись с официальной заработной платой всех работающих. Что вполне приемлемо для, скажем, Швеции, с ее социалистическим капитализмом, то не очень хорошо для Украины с ее фактически неопределенным строем. Поскольку у нас, каждая партия приходит к власти и удерживает ее на волне безудержного популизма, то остаться без такого электората, как настоящие и будущие пенсионеры, не сможет позволить себе никто; ни либералы, ни коммунисты, ни националисты. Кто бы ни был у власти, кормить пенсионеров им все равно придется; поэтому в глубине души все мечтают переложить эту святую обязанность на самих пенсионеров. А негосударственные пенсионные фонды именно это и позволяют сделать, ведь с их помощью каждый работник сам себе накапливает те средства, на которые он и будет существовать в неработоспособном возрасте. А роль государства в лице правительства сводится лишь к контролю над теми коммерческими структурами, которые будут эти средства накапливать и преумножать. И это – главный фактор надежности НПФ.
Следующий вопрос, будет ли этот контроль качественным? Мы же знаем, какие из государственных мужей менеджеры. Так им деваться некуда, придется стараться; ведь потеря контроля, это – потеря власти.
А частные управляющие, не станут ли они «химичить» с активами фонда, ведь их изворотливость нам тоже известна? А также, будут ли они достаточно квалифицированны, чтобы предусмотреть все перипетии рынка? Такой риск есть, но и для них цена вопроса достаточно высока. Денег в создание компаний вложено немало, из сотни зарегистрированных НПФ к обязательным взносам будут допущены не больше десяти, и критерии этого допуска будут жесткие. Это раз. Конкуренция за эти десять мест будет серьезная, и это не тендер, который можно выиграть один раз, а потом расслабляться; список будет постоянно пересматриваться. Лучшие будут в него вводиться, а худшие выводиться. Это два.
 Участники фонда имеют право поменять его в любой момент, и сделают это непременно, если их НПФ «вылетит» из десятки. А это уже лавина: уходят люди, уходят их деньги, уменьшаются активы, падает доходность, снижаются показатели установленных критериев, и – до свидания обязательные взносы. Никто не понесет свои деньги в отстающие мелкие  НПФ. Это три.
А разнообразные кризисы, не подорвут ли они финансовую основу НПФ? Такое возможно. Но НПФ лишены основного «недостатка» других инвестиционных инструментов, а именно, -  высокой ликвидности. Во время нынешнего кризиса, и банки, и кредитные союзы, и инвестиционные фонды пострадали от паники, когда вкладчики разом бросились спасать свои деньги. Но из НПФ деньги никто не забирал, и они выстояли. У НПФ сегодня одна проблема: есть подешевевшие качественные активы, но не хватает денег для их массовой скупки. А все потому, что мы, их участники, стали уменьшать свои взносы; старые не забрали, но и новых не добавили. Обидно, но ничего не поделаешь; деньги у людей есть, а финансовой грамотности не хватает.
Основное народное возражение против НПФ звучит примерно так: я не знаю, что будет через 30 лет. Я тоже не знаю. Но это – вопрос не надежности НПФ, а нашей личной стратегии. Если стратегия заключается в создании семейного капитала, без «длинных» вложений нам не обойтись.

ЛИКВИДНОСТЬ.

Быстрое превращение семейных активов в деньги не требуется. Особенно, - на стадии их накопления. Иначе от идеи создания капитала семьи придется отказаться. В этом смысле высокая ликвидность даже вредна. Мы же себя знаем: повод потратиться найдется всегда. И в этом смысле, мы сами и есть главная проблема. Поэтому придется согласиться с поговоркой «Дальше положишь, - ближе возьмешь».
На деньги НПФ может претендовать только участник фонда, то есть, тот человек, на чье имя открыт счет. Вкладчик, - тот, кто платит, никаких прав на эти деньги не имеет; будь то отец родной, муж любимый или уважаемый работодатель. В этом состоит некоторое отличие от накопительного страхования жизни, где страхователь (тот, кто оплачивает полис), до последнего дня имеет право забрать выкупную сумму и ничего не оставить застрахованному. После смерти участника, деньги достанутся наследникам. По завещанию или по закону.
Пенсионные выплаты можно начать получать не ранее достижения пенсионного возраста, минус 10 лет. Сегодня это 45 лет для женщин и 50 лет для мужчин, завтра, несмотря на все заверения с телеэкранов, будет больше. Но тем, кто создает семейный капитал, это только на руку. Без заявления участника, никаких выплат не будет вовсе. В этом – два плюса: можно подождать до 70 лет, когда обнулится подоходный налог, и можно это заявление не писать вообще; и тогда наследники (если они – первой степени родства) получат всю сумму с нулевой ставкой налога.
Досрочно забрать все деньги можно только в трех крайних случаях:
1.    Выезд на постоянное место жительства за границу.
2.    Инвалидность первой группы или критическое заболевание, требующее больших расходов на лечение или операцию.
3.    Слишком маленькая накопленная сумма,  размер которой зависит от прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан (на сегодня – около 30 000 гривен).
В целом, существующую ликвидность можно использовать так.
1. В течение трудовой деятельности (и после ее окончания), по мере возможности, вносить деньги на свой личный пенсионный счет.
2. При необходимости, приступить к получению ежемесячных пенсионных выплат, размер которых есть возможность регулировать.
3. Остаток средств на счету завещать близким в качестве фундамента для капитала семьи.
Конечно, важно воспитать наследников в духе продолжения заложенных нами традиций, для чего их личные пенсионные фонды должны появляться буквально с момента рождения. Иначе, все наши накопления могут быть в один момент проедены и потрачены, а семья снова погрузится в ту яму, где некогда начинал закладываться наш фундамент.

УЧЕТ.

И – еще несколько слов об учете наших взносов.  Их вес (стоимость, ценность) в разные времена неодинаков. Чем лучше идут дела у фонда (растет стоимость активов, фондовый рынок на подъеме), тем меньшую ценность для нашей будущей пенсии представляют наши взносы. И наоборот, самый большой доход принесут взносы, сделанные во время кризиса и падения стоимости активов; вот, как сейчас, например.
Дело в том, что учет ведется в так называемых Единицах Пенсионных Взносов (ЕПВ). На пике роста, 16 января 2008 года ЕПВ была равна 2,0; на пике падения, 3 марта 2009 года – 1,23; сейчас, 15 мая 2009 года, - 1,47. Соответственно одна и та же тысяча гривен в эти дни была равна 500, 813 и 680 единиц. Очевидно, что выгоднее всего было вносить деньги в марте этого года, но именно в это время большинство из вкладчиков решили приберечь наличные для покупки, кто валюты, кто бытовой техники, кто продуктов питания. Как раз на это время пришелся срок получения ежегодной выписки со счета, картина в которой была не радужной (-35% за 2008 год); вот многие и испугались. Чем убирается страх, мы уже проходили, - знанием. У прекративших платежи, знаний оказалось недостаточно. Выходит, что они не угадали. Вообще, угадывать, - дело неблагодарное, поэтому единственно верным действием во все времена остается метод усреднения, когда одинаковая сумма вносится регулярно, независимо от рыночной ситуации. Что ж, мы получили еще один урок. Кто сделает из него правильные выводы, покажет время.
А в следующем номере «Горожанина» мы перейдет к рассмотрению другого инструмента создания семейного капитала. Это будет бизнес.


Архив: 21.05.2009.

Комментариев нет:

Отправить комментарий