среда, 31 августа 2016 г.

НПФ (опять о семейном капитале).


Недвижимость, как основа семейного капитала, хороша и даже очень хороша. Но недвижимость никак не укладывается в прокрустово ложе мечты современного рантье о бесхлопотном доходе, потому что она требует постоянного и квалифицированного управления.

ИДЕАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИЯ.

Инвестиционные рынки исторически подвержены колебаниям: вчера дорожало золото и дешевела нефть; сегодня дорожают акции и дешевеет недвижимость; завтра цена любого товара может измениться в любую сторону. Такие скачки составляют основу заработка спекулянта и основу головной боли инвестора. Во что сегодня вкладывать деньги? – мучается он, - в какие инвестиции следует входить, а из каких пора выходить?
Но инвестор, за счет постоянного изучения рынков, ответы на свои вопросы, в конце концов, находит. Не таков рантье; перспектива проводить часы у компьютера, читая обширную аналитику и многочисленные прогнозы специалистов, его совсем не прельщает. Напротив, в собственное время, он хочет прививать розы и подстригать газоны, или путешествовать и снимать видеофильмы, или учить студентов и писать мемуары, или… . Одним словом, он хочет заниматься тем, что приносит  удовольствие, и об источниках денег не задумываться. Деньги берутся из банкоматов, - к такому жизненному кредо, хотелось бы ему прийти.
Не будь дурак, рантье понимает, что единственный его выход в покупке всего рынка целиком, в широкой диверсификации, другими словами. Владея всеми возможными активами одновременно, он застрахован от колебаний любого из них, и может не обращать внимания, как на взлеты и падения отдельных рынков, так и на метания спекулянтов и инвесторов. Проблема, однако, есть и у него; это – ограниченный размер собственного капитала. Сколько бы денег рантье не имел, рынок всегда намного больше. И тут он неизбежно приходит к пониманию необходимости больших универсальных фондов, которые, собрав деньги многих и многих инвесторов и рантье, получают возможность купить по хорошему кусочку каждого рынка; такого кусочка, который кроме внешней, будет иметь еще и внутреннюю диверсификацию. Если в нем будут ценные бумаги, то – бумаги десятков стран и сотен предприятий разных отраслей; если недвижимость, - то десятки объектов разнообразного назначения; если банковские металлы, - то многие килограммы не только золота, но и серебра, и палладия, и платины; и так далее. Идя навстречу подобным пожеланиям, профессиональные финансисты разных стран, такие фонды создают. Кое-что есть уже и в Украине, хотя остальной мир имеет гораздо больший опыт и гораздо большее разнообразие таких образований. Есть, правда, у них одна особенность, которая заставляет кривиться нашего рантье: стратегии большинства фондов ограничиваются только пожеланиями их создателей и слабо контролируются государством. А все потому, что государству в принципе нет дела до наших денег; степень риска и надежности своих вложений, каждый выбирает свободно и  самостоятельно. Как же так, - думает рантье, - неужели моему государству безразличен мой достаток; неужели оно не понимает, что, чем богаче граждане, тем богаче оно само; нежели  у него нет интереса в нас, рантье?
Действительно, так уж государство устроено, что граждане нравятся ему больше в роли налогоплательщиков, которые деньги в казну приносят, чем в роли получателей социальных пособий, дотаций и пенсий. Рантье, живущие на свои собственные доходы и не просящие подачек у государства, ему тоже очень нравятся. Поэтому и есть у него страстное желание сделать такими рантье всех  пенсионеров, заставив их самостоятельно собирать деньги на их будущую пенсию во время активной трудовой деятельности. И вылилось это желание в принятие еще в 2003 году Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении».

СВОЯ ПЕНСИЯ.

Конечно, есть в Украине государственный пенсионный фонд, но говорить о нем без слез, невозможно. А все потому, что собирается в него денег с каждым годом все меньше, а выплачивается в виде пенсий, все больше. Причин тому несколько: и выезд трудоспособного населения на заработки за границу, и черные (серые) зарплаты в конвертах, и рост продолжительности жизни, и общее старение населения, и несправедливость дележа общих накоплений, и ничем не обеспеченное повышение пенсий, и рост числа предпринимателей-единоналожников, и неэффективность вкупе с дороговизной управления ПФУ, и многое другое. Все могло быть иначе, если бы в свое время, когда работающих было много, а пенсионеров мало, деньги ПФУ преумножались, а не проедались и не транжирились. Но теперь говорить об этом поздно, теперь надо исправлять ситуацию. Делается это так. Государство вводит в пенсионную систему, кроме ПФУ (пенсионного фонда Украины), еще и НПФ (негосударственные пенсионные фонды). Управлять НПФ поручается трем коммерческим структурам одновременно. Это – КУА (компания по управлению активами), которая непосредственно распоряжается активами (деньгами, ценными бумагами, правами собственности) НПФ; Администратор, который ведет  учет и распределение денег по личным счетам участников НПФ; Банк-Хранитель, который сберегает в своих хранилищах активы НПФ. Почему коммерческим, а не государственным? Потому, что они эффективнее и не требуют бюджетных затрат. А присматривать за ними, приставлены три государственных контролирующих органа: Национальный Банк Украины, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственная комиссия по контролю рынка финансовых услуг. Да плюс ежегодный независимый аудит, да плюс перекрестный контроль самих коммерческих структур друг за другом. Параметры такого контроля, а также подробности о том, сколько и куда разрешено инвестировать, отражены в Законе. Личный пенсионный счет открывается бесплатно, а пополнять его может как сам участник, так и его работодатель, а также ближайшие родственники. Мало того, деньги, поступающие в НПФ, государство освобождает от подоходного и некоторых других налогов, мотивируя, таким образом граждан, создавать свои личные пенсионные фонды. Способы их создания могут быть как добровольными, так и обязательными. Добровольные  работают уже четыре года, а введение обязательного пока отложено до 2011 года; да и коснется он, по-видимому, лишь молодежи до 25 лет.
И вот теперь, - самое главное: именно НПФ представляется мне самым близким к идеалу, инструментом рантье. Особенно, рантье - пассивного, ленивого и  далекого от мира финансов.  А  большинство из нас таковыми и являются.

ДОХОДНОСТЬ.

По опыту подобных зарубежных фондов, доходность должна быть в 1,5-2 раза выше доходности банковских депозитов. Так ли это, покажет время, а за четыре года бывало всякое. Пока я могу привести данные по НПФ «Социальный стандарт», участником которого являюсь:
- 2005 год -                       0%;
- 2006 год -                   +35%;
- 2007 год -                   +47%;
- 2008 год -                   - 35%;
- 2009 год -                   +13%;
- всего с 10.05.05. по 10.05.09.  +45%.
Кардинальные выводы делать еще рано; слишком мало данных для статистики, но динамика того, что я вижу, меня устраивает. Устраивает потому, что неплохие результаты достигнуты с какими-то 11-12 миллионов гривен, на которые  весь рынок еще не купишь. Значит, когда их станет  в 10-20-100 раз больше, станет еще лучше. А к тому времени и я достигну пенсионного возраста.
Закон не позволяет управляющей компании слишком рисковать деньгами будущих пенсионеров, поэтому сверхдоходов не ожидается, но средний процент останется приличным. Существенно то, что практически все заработанное поступает на персональные счета участников, за исключением ограниченного законом вознаграждения управленцев.
Важно и то, что участник по своему желанию может легко поменять не оправдавший его ожиданий НПФ, на любой другой. Это создаст между ними здоровую конкуренцию.
Во время накопления, участник не может влиять на доходность НПФ, а вот во время получения пенсионных выплат, это в его силах. Регулирование будет происходить путем приостановки или изменения сроков выплат. При увеличении срока, ежемесячная пенсия уменьшится, при уменьшении срока увеличится; а приостановка может пригодиться во время падения стоимости активов, как это было в 2008 году. Хотя размер накоплений, это – забота не только КУА, но и участника. Их можно увеличить, если направлять в НПФ выплаты по налоговому кредиту, и вообще, не скупиться на взносы. Некоторые участники, например, вносят на свои счета всего лишь по 100-200 гривен в месяц. Для 20-25-летних это нормально, а для 40-45-летних мало. Такими темпами хорошей пенсии не заработаешь. Для сравнения, средний взнос в ПФУ составляет 600-700 гривен.
Рассмотрение надежности и ликвидности НПФ, нам придется перенести в следующий номер. Там же вернемся к влиянию НПФ на создание капитала семьи. А пока напоминаю о приглашении всех желающих отдохнуть и поучиться финансовым премудростям на три дня (22-24 мая) в Севастополь и сообщаю о состоявшейся 7-8 мая на базе Национального дендрологического парка «Софиевка» (г. Умань) третьей научно-практической конференции ореховодов Украины, посвященной в основном фундуку. А говорю я это потому, что впереди у нас – тема создания семейного капитала на базе орехового сада, к чему во время конференции были сделаны конкретные шаги. Поэтому можно не дожидаться рассмотрения этой темы в «Горожанине», а уже сейчас приходить по четвергам на заседания Орехового Клуба и узнавать об этом больше.


Архив: 14.05.2009.

Комментариев нет: