Вам
никогда не приходилось убеждаться в истинности поговорки «Что имеем, - не
храним; потерявши, - плачем»? Думаю, что приходилось, и не раз. Что поделаешь,
человек так устроен: запрокинув голову, высматривает счастье в заоблачной выси,
топчась одновременно по нему ногами.
Вот, как только вкладчики
стали забирать свои деньги из банков, так те сразу же их и полюбили: и
килограмм золота предлагают, и автомобили сулят, и турпутевки на теплые моря, и
проценты, доселе невиданные. Еще чуть раньше родной Нацбанк со всей своей
системой «полюбил» их и того больше. «Свету, - говорит, - белого мы без вас не
видим, а потому никуда не отпустим и никому не отдадим». Последнее, это уже,
однако, – не про вкладчиков, а про их вклады. «Потому что, - говорит, - любим
мы вас чистой (чистоганом чтоб) любовью и любить да самого конца будем». До
чьего конца не уточнил, правда, но нам это и так понятно.
Так вот, на первый взгляд,
изложенный в прошлом номере «Горожанина», кроме самих себя, инвесторы вообще никому
не нужны, и никто нас сердешных не любит. Неправда это. Не то неправда, что
никому не нужны, а то, что вообще не нужны. «Нужен тот, кто нужен; нужен, если
нужен; нужен, пока нужен», - вспоминаю я считалочку из детской повести Виктории
Токаревой.
1.
Государство.
Оно развивается, если растет экономика. Тогда бизнес создает рабочие места и
платит налоги, а граждане эти места получают и тоже платят налоги со своих
доходов. За счет налогов содержатся государственные чиновники и социальная
сфера (медицина, образование, армия, правовая система, помощь бедным). Бизнесу
для развития нужны деньги, то есть, инвестиции. Инвестиции могут быть внешние
(от международного капитала) и внутренние (от собственных граждан). За внешние
инвестиции надо расплачиваться частью национального богатства (богатеют
иностранцы); внутренние делают богаче свое население. При богатом населении, и
страна становится богатой. Выходит, разумному государству лучше иметь и растить
внутренних инвесторов, иначе оно перестанет быть разумным и, как следствие,
перестанет быть государством.
2.
Работодатели, они же – бизнесмены. Можно использовать наемных работников в качестве
рабов. Но тогда и спрос с них – соответствующий, и производительность труда, и
забота о своем предприятии. В несвободном труде человечество уже имело
возможность не однажды разочароваться.
«Как платят, так и работаем», - говорят наемники. «Зачем платить больше,
если за воротами стоит масса желающих»? – говорят хозяева. Если предприятие
украдено у государства или за копейки «прихватизировано», то некоторое время
можно снимать сливки и держаться на старом жирке, а дальше начинает происходить
то, что мы сейчас наблюдаем в металлургической промышленности: заводы
становятся неконкурентоспособными и просто разваливаются. Рабочие места
стремительно сокращаются, доходы падают, налоги не платятся, социальная сфера
трещит по швам. Теперь горе-собственники просят деньги на модернизацию у
государства, а у того их нет; банки (ни свои, ни иностранные) тоже не дают; а
просить у внутреннего инвестора, поделившись с ним собственностью (акциями), не
хочется. А это – выход, прибегнуть к которому рано или поздно придется.
Возможно, это сделает уже новый, более эффективный собственник. А бывшим
наемным работникам придется применить правило: «Потерял работу? Дай ее другому»,
то есть уйти в создание собственного, поначалу небольшого, бизнеса. Вот тут им
и понадобятся внутренние инвесторы, то есть, мы с вами.
Нам,
инвесторам, тоже ничего другого не остается. Банковских фокусов мы уже наелись,
фондовый рынок уже наелся нами, недвижимость зависла в области печени, остался
только реальный сектор, - бизнес, то есть. Вот только вряд ли мы станем
инвестировать в олигархов; не наша это весовая категория, не сможем мы их
контролировать, все равно обманут. Востребован будет симбиоз новых талантливых
предпринимателей, мелких, но многочисленных инвесторов и науки, которая
каким-то чудом еще выжила. Помощь государства тоже пригодилась бы, но для этого
оно, наверное, должно стать другим. Более подробно о таком симбиозе поговорим
позже; это – отдельная тема.
3.
Банки. У
банков есть свой капитал, вот пусть на нем и крутятся; у них и без нас много
возможностей для заработка. Сдается мне, что прошел их звездный час в том виде,
который мы имели неудовольствие наблюдать до сих пор. Кто не изменится, тот
просто умрет, а кто выживет, тот полюбит инвесторов не нынешней «странною
любовью», а по-настоящему, по-партнерски. Разве это дело, когда и у вкладчиков,
и у заемщиков – кризис, а банки только увеличивают свои доходы?
4.
Страховые компании. Пока они умеют только много брать и мало отдавать. Как инвесторы, они
никуда не годятся, как бизнес, они теряют былую привлекательность; останется
кропотливо заняться своей основной деятельностью, то есть, защитой от
непредсказуемой внешней среды. Придется акционироваться, делиться прибылью,
становиться прозрачнее и доступнее, как рядовому клиенту, так и рядовому инвестору; тогда, глядишь, он и
появится.
5.
Друзья. Если
наши друзья станут такими же инвесторами, как мы, тогда – да, мы будем нужны
друг другу. Ведь вместе легче и обучаться, и инвестировать, и противостоять
«странной любви» финансовых компаний, и обходиться без нее. На одном из форумов
я подсмотрел тему о продаже-покупке валюты. Ее участники сами, без посредничества
банков с их грабительской маржой, меняются и долларами, и евро, и рублями с
гривной. Не для того, чтобы заработать, а для того, чтобы выжить. Что,
незаконно? А вклады заморозили законно?
А гривну обвалили законно? А кредитные проценты подняли законно? «Может, надо что-то менять в консерватории»?
– как говорил М. Жванецкий.
6.
Система образования. Она готовит тех, кто востребован рынком. Захотим стать не наемными
работниками, а инвесторами и предпринимателями, будет готовить инвесторов и
предпринимателей. Понадобятся новому бизнесу инновации, - будет готовить ученых
и изобретателей. Образование станет дороже? Возможно, но ведь и качество станет
другим.
7.
Профессионалы фондового рынка. Процесс очищения в их рядах пойдет быстрее, чем в
промышленном бизнесе. Потому что без денег инвесторов, они – никто, а деньги
теперь дадут только тем, кто откроет
карты и докажет свою пользу для экономики, для бизнеса и для рядового
инвестора. Что производит фондовый рынок?
Полезные товары или услуги? Нет, это – просто индикатор состояния
отдельных предприятий и отраслей. А ценная бумага становится ценной, если она
приносит доход (дивиденды); тогда это – инвестиционный, а не спекулятивный
инструмент. Если фондовые компании не будут обучать и готовить инвесторов, они
их не получат; если они не пролоббируют изменения законов в пользу инвесторов,
они их не получат; если они не раскроют свою «кухню» инвесторам, они их не
получат. А если они их не получат, то умрут, поэтому и фондовикам придется нас
полюбить.
8.
Строители и риелторы. Этим ребятам без инвесторов и вовсе, – никуда. Но
сколько у них перспектив для плодотворной работы по-новому! Передовые
технологии, новые материалы, принципы финансирования, качество, экология,
энергосбережение, - вот где можно развернуться! Но придется согласиться с тем,
что времена спекуляций и получения сверхприбылей остались в прошлом. И строить,
и продавать и инвестировать придется по-другому.
9.
Рекламисты.
Этот бизнес без клиентов и без инвесторов не останется никогда. Но он не
самостоятелен, он зависит от заказчиков. «Кто
платит, тот и заказывает музыку». Были недобросовестные заказчики, -
была недобросовестная реклама; придет нормальный бизнес, - и реклама станет
информировать, а не навязывать. Но нормальный бизнес не сможет платить так же
много, как и мошенники; тут уж и рекламистам придется проститься со
сверхдоходами. Вот те же инвестфонды были законодательно ограничены в расходах
на рекламу, а пирамидальный «Кингз Кэпитэл» - нет. К чему это (косвенно)
привело, мы видим. Точно так же, негосударственные пенсионные фонды законодательно
ограничены в комиссионных агентам, а страховые компании – нет. К чему это
приведет, мы еще увидим. Так что, количество рекламы, - это тоже важный
индикатор для инвестора.
10.
Продавцы.
Н-да, вот тут я сомневаюсь. Продавцам, если это не продавцы инвестиций или
доходных активов, по-прежнему, нужны не
инвесторы, а потребители. Вот их то, вместе с их друзьями рекламистами и стоит
поостеречься. Возможно, инвесторам придется больше общаться между собой, чтобы
о полезных товарах узнавать не из рекламы, а друг от друга. Кажется, мы это уже
и делаем.
11.
Мы сами. Да, себе самим и своим семьям мы нужны по-прежнему,
несмотря на всю нашу необходимость другим участникам рынка. Так что, не
надеемся на них, а продолжаем объединяться и учиться. Кстати, в субботу 17
января состоится семинар Алии Бахтиной «Женщина и деньги: изящные комбинации»,
план которого вы могли видеть в 49-м номере «Горожанина» за прошлый год и в
рассылке «Путь украинского инвестора» на http://subscribe.ru/catalog/country.ua.fin.investclubcomua
от 8.12.08. Записывайтесь заранее и приходите,
это – редкий случай, когда в Днепропетровске можно услышать директора Луганской
компании «Алхимия финансов». Начало в 13.00.
Клуб инвесторов начинает
программу совместного инвестирования в реальный бизнес, а это уже – дело
серьезное, «это вам не мелочь по карманам тырить». Кому интересно,
присоединяйтесь; во вторник, 20 января состоится открытое заседание Клуба на
эту тему. Начало в 18.00, а адрес прежний: пр. Гагарина 177, оф. 26.
Архив: 15.01.2009.
Комментариев нет:
Отправить комментарий