Сторінки

среда, 21 сентября 2016 г.

КТО ЖЕ НАС ЗАЩИТИТ?



А признайтесь, уважаемые читатели, те, кто знаком со сказками Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», хотелось бы вам, хоть немножко, побыть на месте Алисы? Увидеть все эти необычности и странности; поучаствовать в смешных, и в то же время поучительных ситуациях, услышать чудные и в то же время удивительно мудрые высказывания тамошних обитателей?

Вы будете смеяться, но для этого не надо проваливаться в кроличью нору или растворяться в зеркальном полотне. Достаточно отвлечься от бытовой суеты и посмотреть внимательным взглядом вокруг себя. Нас окружают старые карикатурные знакомые девочки Алисы; только зовут их в этот раз иначе. К Алисе мы еще вернемся, а сейчас – вопрос, который беспокоит не только меня.

ПОЧЕМУ ВСЕ НЕ ТАК?

Вот говорят, что «деньги, это – кровь экономики», а без денег, никакой экономики и быть не может. Так ведь деньги есть?! Они и до кризиса были, а потом и печатный станок включали, и МВФ кое-что подкидывал. Получается, деньги есть, но они – не в экономике. А где тогда? Одна часть надежно попрятана по домам. Другая часть, но тоже без движения,  лежит в банках. Третья часть переведена в валюту и также заморожена. Четвертая часть вывезена за границу и там припрятана до лучших времен. Пятая часть получена в кредит, и возвращаться к кредиторам не торопится. Все эти деньги не работают, потому что никто и никому не доверяет. Кризис доверия, понимаете ли. Даешь деньги банку, а он передает их в заведомо безвозвратный кредит своим людям и банкротится. Даешь деньги предприятию, а оно переводит свои активы другим лицам, и объявляет дефолт. Даешь деньги бизнесмену на развитие дела, а он покупает на них доллары и сворачивается. Даешь деньги в долг обычному гражданину, а он теряет работу и едет отдыхать в Крым.
Где же в это время находится наше государство со всем своим управленческим аппаратом? А многоликое государство всеми своими лицами готовится к выборам президента. При этом каждое лицо защищает не пострадавших, а спонсоров своей избирательной кампании,  кем бы они при этом ни были.
Но вложения денег, инвестиции не защищаются и в другие времена. Максимум, что у нас есть, так это банковский Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ). Благодаря фонду, банкам, худо-бедно, но верили и деньги несли. А некоторые смельчаки верят до сих пор. Так, они и щаурму на вокзале кушать не боятся. Почему же подобным образом не защищены другие инвестиции? Ведь, кажется, чего проще: каждая компания, которая желает привлечь чужие деньги, должна внести в подобный фонд залоговую сумму, а потом делать в него отчисления со всех поступивших взносов. Свою лепту должно внести и государство, а контролирующие органы обязаны финансово пострадать, если они вдруг упустят из виду какого-нибудь афериста и позволят ему обмануть своих вкладчиков.
Понятно, что такие дела быстро не делаются. Понятно, что многим влиятельным людям это невыгодно. Понятно, что кто-то привык «ловить рыбку в мутной воде», и так просто от своих доходов не откажется. Непонятно другое. Почему добросовестные участники финансовых рынков мирятся с подобным положением дел? Одна ложка дегтя портит бочку меда, одна паршивая овца портит все стадо, а один мошенник отбивает у людей охоту инвестировать вообще. Что это, слабость, глупость или страх ответственности? А может, у всех, так или иначе, – «рыльце в пушку»? Теперь старик Льюис Кэрролл вместе со своей Алисой может спокойно отдыхать на книжной полке, потому что действительность оказалась куда занимательнее вымысла. Весь мир – театр, вся наша жизнь – игра; как это здорово! Причем, эта игра не имеет правил, вернее, правила есть, но у каждого они свои. Правда, интересно?
Хм, а может, в этом и есть сермяжная правда жизни, - как говаривал ее теоретик из «12 стульев» Васисуалий Лоханкин? Может, так и закаляется сталь, как писал ее практик Николай Островский? Похоже, что таки да, и все вышеизложенное,  – только присказка. А сказка, как водится, – впереди.

РЫБНЫЕ ИСТОРИИ.

После пристального взгляда на нашу, так сказать, суровую действительность, возникает вопрос: а как же эти вопросы урегулированы у них, - там, в странах развитого капитализма? Ну, да, есть там и фонды, защищающие инвесторов, и забота государства, и жесткий финансовый контроль за профучастниками. Поговорим и об этом. Но сначала я расскажу вам пару рыбных историй из «ихней», западной жизни.
Первая история. Как известно, японцы очень любят угрей, а поскольку эта рыба в их водах не обитает, то завозить ее приходится издалека в живом виде в специальных цистернах. Столкнулись с проблемой массовой гибели угрей во время перевозки. Проверили все, что могли: температурный режим, состав воды, отсутствие инфекций, насыщенность кислородом; все в норме. Все равно гибнут. Да еще как гибнут: из 500 особей остается 200-300. Все перепробовали, пока чья-то умная голова не подсказала запустить в цистерну к угрям пираний. Оказывается, угри умирали от депрессии, уныния и тоски. У них просто падала энергия, что и приводило к массовой гибели. Начав гоняться за угрями, пираньи расшевелили их инертную массу, заставили выживать, уворачиваться, решать проблему, одним словом. Нескольких, конечно, съели, но из оставшихся никто не умер. Эх, японцы, японцы! Да у нас каждый мужик знает, что «на то и щука в озере, чтоб карась не дремал». И, если раньше смеялись над тем, как ловко мы создаем себе трудности, чтобы потом упорно их преодолевать, то теперь впору задуматься, не есть ли это механизм самосохранения и нации, и цивилизации. А вот, к слову, и цитата из Алисы: «А как это вы все научились так хорошо говорить? - спросила Алиса. - Я во многих садах бывала, но никогда не слышала, чтобы цветы говорили!
 - Опусти руку, - сказала Лилия, - и пощупай клумбу. Тогда тебе все станет ясно.
 Алиса присела и потрогала землю.
 - Твердая, как камень, - сказала она. - Только при чем тут это?
 - В других садах, - ответила Лилия, - клумбы то и дело рыхлят. Они там мягкие, словно перины, - цветы и спят все дни напролет!
 Тут Алисе все стало ясно.
 А я, в свою очередь, догадался, почему при таких черноземах, у нас такие урожаи. А ну, давайте вольем еще несколько миллиардов в сельское хозяйство.
Вторая история. Как известно, морская рыба лосось, заходит для нереста в чистые северные реки. И по пути к нерестилищу, много рыбы гибнет. Как на Камчатке, так и на Аляске. Как поступают с рыбой на Камчатке, все знают, а вот рачительные американцы, для того, чтобы ни одна рыбина не пропала, ловят ее, выдаивают и оплодотворяют икру, сохраняя, таким образом, поголовье ценной рыбы. Что же случилось по прошествии некоторого времени? У лосося полностью атрофировалась функция метания икры. Теперь он заходит в реку и ждет, когда его подоят. Представляете, сотни миллионов лет в природе работал механизм воспроизводства живых существ, но всего через несколько десятилетий такой вот чрезмерной заботы, он оказался полностью разрушен.
А теперь подумаем, разве не по тем же принципам строится современная педагогика, медицина, психология? Человек разучился выживать и решать вопросы самостоятельно, в любом деле теперь ему нужна нянька. А как мы воспитываем детей? Снабжаем их готовыми ответами на все вопросы и готовыми рецептами от всех проблем. Благо, человечество накопило их целые библиотеки. Не мудрено, что, став взрослыми, они умеют не  думать, а находить информацию. А зачем думать?  «Google рулит», - говорят современные недоросли. Решение всех своих проблем мы легко сбросили на государство. Одним словом, чем больше государство о нас заботится, тем больше мы требуем от него, и тем меньше – от себя. В результате, падает энергетика, развиваются болезни, страдает психика, уменьшается рождаемость, теряются функции живого организма. В развитых капиталистических странах, эти процессы выражены еще более ярко: мужчины становятся женоподобными, женщины, -  мужеподобными, гомосексуализм, - обычное явление. Только за счет эмигрантов и держатся.

И НАПОСЛЕДОК.

Еще одна история. Проходя по саду, человек увидел, как из куколки рождается бабочка. Уже треснул кокон, уже появилась из него голова и туловище, но никак не выходили крылья. Бабочка старалась; она мучительно тужилась, вертела головой и сучила ножками, но кокон все не раскрывался. Человек сжалился над страдалицей и аккуратно, острым лезвием подрезал кокон. Бабочка вывалилась, с трудом поднялась на тоненькие ножки, но ее роскошные крылья беспомощно свисали вниз и все никак не превращались в прекрасные паруса. Бабочка куда-то поковыляла, качаясь от слабости; крылья вяло волоклись за ней следом, голова болталась. Через 10 минут она умерла. Чтобы понять, что случилось, человеку пришлось достать энциклопедию и узнать о том, что не все так просто. Только при определенных усилиях, рвется кокон, только при определенном внутреннем давлении, происходит разрыв специальных мембран и жидкость впрыскивается в сосуды крыльев, распрямляя их, только при накоплении достаточного уровня внутренней энергии, бывшая гусеница получает право на жизнь в виде прекрасной бабочки. Для этого ей необходимо много есть, долго спать и  очень сильно напрягаться. Пустоты природа не терпит. Не так ли и мы, - подумал человек, - любим вкусно есть и сладко спать, но избегаем страданий и тяжких трудов? А мним себя… . Что же с нами будет?
Вот и я задумываюсь: возлагая на кого-то ответственность, исповедуя пассивное инвестирование под чужим контролем, не превращаюсь ли я в еще одного сказочного героя, - Вовку из тридевятого царства, мечтающего «только и делать, что ничего не делать»?
А вы думаете?


Архив: 03.09.2009.

Комментариев нет:

Отправить комментарий