Сторінки

вторник, 27 сентября 2016 г.

ЧИТАТЬ ИЛИ ДУМАТЬ?

 


Продолжая начатую в прошлом номере «Горожанина»: http://pensioneriya.blogspot.com/2016/09/blog-post_42.html  тему о необходимости самостоятельного мышления в противовес следованию чужим советам, зададимся вопросом: как же воспитать в себе эту самостоятельность?

Первое, что приходит в голову, это – система школьного образования, призванная дать старт самостоятельной деятельности. К сожалению, она не поспевает за темпом жизни. Коллективизм, с его причесыванием всех под одну гребенку, похоже, показал свою несостоятельность. Люди, в частности, дети, - очень разные, и требуют поэтому личностного подхода к развитию. Школа же не любит нестандартных детей и всячески подавляет их индивидуальность и инициативу. Вот и развивается в дополнение к ней частное репетиторство. Пока оно направлено на одну цель, - поступление в ВУЗ, но сферу индивидуальных занятий можно расширить, если иметь в виду всестороннее и раннее развитие ребенка.
И здесь появляется возможность использовать научный и творческий потенциал старшего поколения интеллигенции.

РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.

«Есть русская интеллигенция.
Вы думали — нет? Но есть.
Не масса индифферентная,
а совесть страны и честь»,
 - давным-давно писал Андрей Вознесенский. Без всяких поправок, эти слова можно отнести и ко многим отечественным ее представителям. У них не очень получилось приспособиться к капиталистическим порядкам; философия денег не смогла перебороть в них философию духа и, к сожалению, эти люди оказались на обочине нынешней цивилизации.
Однако, развитие идет по спирали. Вкусив всех прелестей товарно-денежных отношений, и даже заработав на этом определенный капитал, сегодняшний средний класс уже не хочет такой же жизни для своих потомков. Добившись успеха с помощью уличного образования, он стремится дать своим детям лучшее академическое. Но академическое образование стало коммерческим, сегодня его контролирует все тот же бизнес, целью которого, как известно, является прибыль и только прибыль. И вот уже те, кто может себе позволить учить своих детей в зарубежных школах, делают это. А кто не может, ищут элитные школы и элитных преподавателей. Возможно, ищут не там; возможно надо поискать частные уроки не у коммерсантов от образования, а у старой интеллигенции.
Если интересы обеих сторон сойдутся в одном месте и в одно время, мы получим в дополнение к школьной системе образования, частную сеть индивидуальных преподавателей и репетиторов.
Вопрос - еще и в самой школьной программе, которая инертна и с трудом поддается модернизации. А наработки Щетинина, Штайнера и других подвижников плохо укладываются в прокрустово ложе стандартов. Для их применения нужны совершенно особенные и нестандартные учителя, которых по определению не может быть много. Но эти методики – комплексные, а можно попробовать составить мозаику из отдельных уроков и предметов, приглашая для их проведения представителей старой интеллигенции.
Думаю, богатые люди были бы готовы платить за это хорошие деньги, но не все еще пока так легко продается и покупается. Поэтому, первое предложение должно исходить от самих преподавателей. Надо просто давать объявления и отрабатывать систему на небольших деньгах. Расширить кругозор ребенка, поводив его по музеям, театрам и библиотекам, - просто; но сами родители этого никогда не сделают, не найдут достаточно свободного времени. Школа такую задачу тоже не осилит. Выручить сможет частный наставник и воспитатель. В детали вдаваться не буду, но если эта идея кого-то заинтересует, готов помочь свести между собой обе стороны.
 
МЫШЛЕНИЕ И ФИНАНСЫ.
 
Казалось бы, сказанное выше, мало относится к теме финансовой странички.
На самом деле, - связь прямая. В области инвестирования нет общих, подходящих для каждого решений, а если такие решения кем-то предлагаются, то с большой вероятностью, это – обман. Подобные вещи становятся понятными не сразу; лично я стал подходить к ним только на энном году углубленного занятия этим предметом. И мне тоже мешало (и до сих пор мешает) излишнее поклонение признанным финансовым авторитетам. В таком отношении есть известная логика, но есть и антилогика. Логика – в том, что многие пути давно проторены, и, казалось бы, нет смысла набивать собственные шишки в том месте, где кто-то уже пострадал. А антилогика – в том, что чужой опыт ничему не учит; чтобы двигаться вперед, надо получить свой. Об этом, хорошая песня есть у Владимира Высоцкого:
«Сам виноват - и слезы лью, и охаю,

Попал в чужую колею глубокую.

Я цели намечал свои на выбор сам -

А вот теперь из колеи не выбраться».
Казалось бы, человечество накопило огромные знания и огромную практику; пользуйся ими и живи припеваючи, не совершая ошибок. Но дело в том, что не бывает в мире ничего одинакового; ни людей, ни времени, ни условий, ни окружающей обстановки, поэтому каждый раз все совершается впервые и по-своему. Жизнь, - это игра; игра – непредсказуема, и в этом ее прелесть.
«Задумаюсь вновь и, как нанятый, жизнь истолковываю.
И вновь прихожу к невозможности истолковать». (Е. Евтушенко)
Хотя попытки предсказать, «поверить алгеброй гармонию», человечество не оставляет. Сегодня для этой цели задействуется огромный математический аппарат, созданы десятки теорий, а воз, как говорится, и ныне там. Помогли теории вероятностей или хаоса предсказать или предупредить нынешний кризис? Не помогли. Так не лучше ли быть «блондинкой», чтобы относиться к жизни проще и отвечать на вопрос: «Какова вероятность того, что завтра вы встретите на улице динозавра»? так же просто: «50%; или встречу, или не встречу».
 
СТРАТЕГИИ.
 
Вернемся к инвестиционным стратегиям. Надо ли инвестировать вообще, обязательно ли это? Нет, не обязательно. Живите, как птица и не думайте о завтрашнем дне, если это вам неприятно. Но когда он наступит и вам не понравится, не ищите виновных на стороне и не сожалейте о прошлом. Потому что проблема, – не в проблемах, как таковых, а в нашем к ним отношении.
 «Кто-то в гении выбился, кто-то – в начальство.
Не жалейте, что вам не досталось их бед». (А. Дементьев)
Будущее начинается не вчера, а сегодня; все, что было «до того» не имеет значения. Если все же решили инвестировать, не смотрите на вчерашнюю доходность. Практика доказывает отсутствие всякой связи между тем, что было вчера и тем, что будет завтра. Цитата по этому поводу:
 
 "Следует понимать, что приобретение акций инвестиционного фонда, основанное исключительно на предыдущей доходности, — один из наиболее глупых поступков, которые может совершить инвестор. Ученые-финансисты, изучавшие деятельность взаимных инвестиционных фондов на протяжении как минимум 50 лет, фактически единогласно пришли к следующим выводам: Ваши шансы выбрать инвестиционный фонд с высокой доходностью в будущем на основе его прошлых достижений так же велики, как и возможность выиграть миллион в лотерею. Другими словами, ваши шансы не равны нулю, но очень близки к этой цифре». 
Джейсон Цвейг, комментарии к книге Бенджамина Грэхема "Разумный инвестор".
Как видите, я все-таки ссылаюсь на мнение финансового авторитета. Но в этом мнении нет совета, что-либо делать. Эти статистические данные должны лишь подтолкнуть нас к собственным размышлениям и самостоятельным действиям. Все знают, что создать вечный двигатель невозможно, но тысячи людей по всему миру это мнение игнорируют и делают свои проекты. Все знают, что выбирать инвестиции по прошлой доходности нельзя, но таблицы с рейтингами доходности можно встретить в любом финансовом издании и на каждом финансовом сайте. Все (по крайней мере, надеюсь, наши читатели) знают, что инвестиционная стратегия основываться на сугубо внутренних качествах инвестора, но в то же время,  продолжают усиленно изучать внешний финансовый фон. Вот – еще раз об этом, в изложении еще одного финансового авторитета, Сергея Спирина:
«При выборе инструментов для инвестирования необходимо иметь в виду:
  • Инвестиционные цели инвестора
  • Планируемый горизонт инвестиций
  • Обязательства инвестора, его пассивы, например, наличие непогашенных кредитов
  • Возможность возникновения ситуаций, приводящих к необходимости быстро продать активы
  • Инвестиционный темперамент инвестора, его устойчивость к риску
  • Компетентность инвестора, его опыт инвестиций в данные инструменты
  • Другие активы в портфеле инвестора, оценки их доходности, риска, ликвидности, процентное соотношение этих активов в портфеле».
Вы видите? Чтобы дать ответы на эти вопросы, надо не читать, а думать.
Однако, все новые и новые начинающие инвесторы, напрочь игнорируют эти моменты. Я делаю вывод: ни родители, ни школа, ни ВУЗ, не научили их самостоятельному мышлению. Может быть наша интеллигенция научит?
Архив: 17.09.2009.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий