Так уж повелось, что с самого
детства нас приучили искать ответы на любые, возникающие у нас вопросы, у
авторитетов. Сначала, такими авторитетами для нас были родители, потом –
старшие уличные друзья, потом – школьные учителя, потом – книги, потом газеты,
потом – выпуски новостей, потом… конца и края нет этим «потом».
Старшему поколению, например,
трудно было пройти мимо ленинских «Задач союзов молодежи», которых было издано
более 25 миллионов экземпляров: "Коммунистом стать можно лишь тогда, когда
обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало
человечество". Ну, и обогащали. А современники (дети Интернета) взяли на
вооружение тезис
С. Джонсона: «Знание бывает
двух видов. Мы либо знаем предмет сами, либо знаем, где можно найти о нём
сведения». В первом случае, думать было некогда; во втором, - незачем.
Если же кому-то из нас везло
(действительно, везло), и на свой вопрос он слышал: «Подумай сам», то это
вызывало (и вызывает) бурю негодования, обид и претензий. «Вот ведь какой тип,
- думали мы, - сам знает, а нам не говорит. Да он нас не любит (не уважает,
ненавидит, унижает) и вообще, издевается.
За какую-то сотню лет, ген самостоятельного
мышления окончательно атрофировался и стал 91-м рудиментом человека после
копчика, зуба мудрости, аппендикса и прочих.
Переход от эры
индустриализации к информационной эпохе, только «подлил масла в огонь». Теперь,
любое обсуждение, любой анализ мы сводим к цитированию неких авторитетов. Как
видите, и я не избежал этого соблазна; не успел начать статью, а в ней уже –
две цитаты. И кого же мы цитируем? Ладно, если это Библия, Веды или, на худой
конец, - китайский мудрец (действительно, мудрец) Лао-Цзы. А кто такой, к
примеру, английский писатель XVIII
века Самюэль Джонсон? Просто
наблюдательный человек, сумевший свои наблюдения изложить в кратной,
афористичной форме. В том, что у него была голова на плечах, сомневаться не
приходится. А у нас, что, вместо головы – кочан капусты? Мы то чем хуже?
Цитировать чужие афоризмы, -
еще полбеды (точное слово и кошке приятно); а вот зачем мы ищем чужие советы?
Да еще, и чьи советы?
СОВЕТЧИКИ.
Их можно условно разделить на
несколько групп:
- родственники и друзья:
- люди, достигшие
определенного положения в обществе;
- те, кто называют себя экспертами;
- профессионалы, берущие за
свои советы деньги;
- журналисты;
- продавцы;
- просто известные и
популярные личности.
Окинем их команду незашоренным
взглядом.
Наши близкие
(если они и, правда, близкие не только потому, что рядом), безусловно, желают
нам блага. В своем понимании. Их понимание, – это их понимание; которое для нас
- темный лес, ведь специалистами они, скорее всего, не являются. Кроме того, у
них всегда есть амбиции Пигмалиона, желающего созерцать творение собственных
рук. Если прекрасной Галатеи из очередного куска мрамора не получится, они с
упоением возьмутся за новый «человеческий материал».
Общественным авторитетам по их статусу положено изрекать нечто мудрое.
Признаться в том, что статус возник из какого-то стечения обстоятельств, никак
нельзя. Советы же «молодым и неразумным» за них пишут помощники.
Эксперты,
это специалисты по объяснениям. Сначала они убедительно расскажут, что должно
произойти, а потом не менее убедительно обоснуют, почему этого не случилось.
Возможно, они искренне стараются изучать закономерности и статистические
данные, чтобы выработать на их основе линию поведения, но мир настолько
разнообразен и непредсказуем, что вся их деятельность сводится к обыкновенной
рулетке. Если вероятность того, что завтра будет дождь равна 50% (или будет, или
не будет), то в половине случаев любой эксперт всегда окажется прав. Сегодня
интересно читать такие заявления: этот человек еще в 2004 году предсказал
кризис. Ну, и что, из тысяч разных предсказаний, должны же сбываться хоть некоторые?
Профессионалы
снабжают свои советы некоторым количеством оговорок, на которые потом всегда
можно сослаться. Будет так, если ничего не помешает, - говорят они. А помешать
может многое. Поэтому, произойти может что угодно и когда угодно. Риск есть всегда,
а то, что он большой или маленький, ничего не решает.
Журналисты
обычно пересказывают советы профессионалов. Обычная практика, - разослать
вопросы нескольким специалистам, а потом из их ответов скомпоновать статью. Те
мнения, которые соответствуют точке зрения редактора или заказчика остаются, а
другие могут и не учитываться.
Продавцы чего-либо (товара или идеи, неважно), бывают особенно красноречивыми. Они
продвинуты в области применения различных манипулятивных психологических
приемов. Их советы надо разделить на четыре, а лучше, - отнять от единицы.
Известные личности сами могут быть ни при чем; в этом случае, за плату их используют
продавцы. Но у них бывает и «звездная болезнь». Что это такое, подсказывает А.
С. Пушкин в притче «Сапожник»:
Картину раз
высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть,
исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник
продолжал:
«Мне кажется, лицо немного
криво...
А эта грудь не-слишком ли
нага?»...
Тут Апеллес прервал
нетерпеливо:
«Суди, дружок, не выше
сапога!»
ДВЕ БЕДЫ.
Первая беда, это то, что
советчикам никакого дела нет до нашего благополучия; и это – вполне
естественно.
Вторая беда – в том, что
обычно те, кто активно раздает советы, никакого права на это не имеют. Причем,
последние делятся на две категории:
- те, кто думают, что они
знают;
- те, кто знают, что они не
знают, но врут сознательно, потому что зарабатывают на этом.
Избежать этих бед можно,
отказавшись от ненужных советов. Легко ли это сделать? Учитывая вышесказанное,
- очень нелегко. Но деваться некуда. Информация, сложенная с образованием и
помноженная на размышления сделают свое дело.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И КЛУБЫ.
Помните мыслящий океан в
«Солярисе»? А что такое муравейник или пчелиная семья представляете? Это –
надорганизмы, объединения многих особей в сообщество и переход этого сообщества
в новое качество.
Клуб до такого сообщества
явно не дотягивает, а вот социальные сети в Интернете, - другое дело.
Я не стану пересказывать вам
содержание статьи Дмитрия Черникова в журнале «Секрет фирмы» (вы ее найдете
здесь: http://uainvestor.ucoz.ru/publ),
которая называется «Спекулянты в Контакте», и в которой обозначены совершенно
новые взгляды на совместное инвестирование. Речь в статье идет о биржевой
торговле, но изложенные принципы, на мой взгляд, можно применить к любому
инвестированию, да и не только к инвестированию. Новые подходы меняют модель
инвестирования.
ПУТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
|
СТАРАЯ МОДЕЛЬ
|
НОВАЯ МОДЕЛЬ
|
Мотив инвестирования
|
Сохранить накопления от
инфляции
|
Преумножить, заработать,
сделать больше, чем было
|
Источник информации
|
Новостные сайты,
аналитические обзоры, СМИ
|
Социальные сети, Клубы
инвесторов
|
Советчики
|
Аналитики, именитые
инвесторы
|
Рядовые инвесторы
|
Инструменты
|
Брокеры, биржи, ИСИ
|
Социальные сервисы, клубные
встречи
|
Стратегия
|
Консервативная
|
Агрессивная
|
Место инвестиций в
структуре личного капитала
|
Малоликвидный, постоянно
пополняемый актив
|
Кошелек: быстрые доходы,
быстрые расходы
|
Выбор стратегии
инвестирования
|
Одно из пакетных
предложений финансовых компаний
|
Неограниченный выбор из
индивидуальных стратегий рядовых инвесторов
|
Горизонт инвестирования
|
Долгосрочные вложения
|
Краткосрочные спекулятивные
вложения
|
Место торговой площадки в
повседневной жизни
|
Периферийное. Внимание
уделяется лишь изредка
|
Постоянный контакт с
членами сообщества
|
Оплата услуг
|
Разовая, за каждую сделку
|
Абонентская плата за период
|
КЛУБЫ.
В Украине подобных социальных
сетей пока нет, да мы к ним и не готовы. Наш промежуточный вариант, это – клубы;
не случайно их становится больше. Те, кто за повседневной суетой не находит
времени для их посещения, незаметно выпадает из ритма жизни; участники находят
и используют новые возможности, идеи, контакты.
Общая инвестиционная идея и
клуба и социальной сети одинакова: есть много инвесторов со своим
индивидуальными стратегиями, и вы можете следовать за любой из, внушающих вам
доверие. Или вы можете предложить сообществу свой вариант. Если он окажется
удачным, за ним обязательно кто-то последует. Просто социальные сети упрощают и
ускоряют сам процесс этого следования.
Клуб не продает и не
покупает, клуб не дает советы и не навязывает одну точку зрения; клуб, это –
копилка опыта и площадка для обмена мнениями, клуб, это - место встреч и
знакомств. А еще, это – источник нейтральной информации; без искажений,
недомолвок и передергивания.
Я участвую в трех клубах; еще
в одном преподаю, но хотел бы видеть еще несколько, ведь в каждом есть что-то
интересное.
В «Винном клубе» – новые
поступления крымских вин из «Солнечной долины».
«Клуб инвесторов» готовится к
серии инвестиционных семинаров от киевских КУА.
«Ореховый клуб» приглашает
вторую партию желающих получить в собственность 2 Га земли для создания
корпоративного орехового сада. Документы для первой партии скоро будут готовы.
«Женский клуб» объявляет о
благотворительной акции, - бесплатной воскресной школе английского языка для
детей-школьников.
Вход во все клубы открыт.
А в каких клубах по интересам
участвуете вы?
Архив: 10.09.2009.
Комментариев нет:
Отправить комментарий