Наверное, все помнят печальную, но забавную притчу
об ослике, который с удивительным упорством устремляясь за морковкой,
подвешенной хитроумным хозяином прямо перед его мордой, делает его работу. Ослика
и жалко, и смешно от его доверчивости. Мы не такие, - распирает нас внутреннее
чувство гордости, - нас на мякине не проведешь и с ослом не сравнишь.
Мы не такие, соперничает с природной глупостью
бедного животного, только беспросветная
ограниченность несчастной мухи, часами бьющейся головой в оконное стекло рядом
с открытой форточкой.
Это, кстати, удивительный пример возможностей
человека по восприятию окружающей действительности, с помощью одних лишь
чувств, поскольку никакой притчи (то есть, поучительной истории) ни об ослике,
ни о мухе на самом деле нет. Существует лишь звуковой или зрительный образ, а
все выводы и собственно мораль, мы додумываем сами в зависимости от степени
личного развития.
Мнений и выводов может быть множество. В них
будет прослеживаться образование, воспитание и в конечном итоге мировоззрение
их авторов. Ради эксперимента, попробуйте представить личность (снова образ)
того, кто мог бы высказать следующие суждения.
1.
Осел, он и в Африке осел, -
глупое и грубое животное. Удивительно напоминает некоторых людей. Так ему и надо
за его тупость.
2.
Поражает недостойная
разумного существа, бесчеловечность и жадность хозяина ослика. К людям он будет
относиться так же.
3.
Удивительный пример
целеустремленности и упорства в достижении поставленной цели. Хороший пример
для подражания.
4.
Ложные цели работают не хуже
истинных. Главное – в умении их обосновывать.
5.
Личный интерес придает смысл
самой тяжелой работе. Физическая усталость при этом просто не возникает.
6.
Настоящая гибкость ума,
проявленная хозяином упрямого животного. Доказывает, что из любой ситуации
существует достойный выход, если его искать.
7.
Наличие значимой цели –
основа жизненного успеха. Без нее, движение просто не начнется.
8.
Если исполнение личного
долга становится обременительным, если истощаются запасы внутренней энергии,
необходимо создать искусственный, но значимый стимул – идею, знамя движения
вперед. Это придаст новые силы.
9.
Сталкиваясь с превосходящей
волей противника, не стоит лезть на рожон, соревнуясь с ним в упрямстве. Силу
побеждает хитроумность.
10.
Обман – двигатель прогресса. Самые великие
цели всегда достигаются обманным путем.
Список можно было бы продолжить, но и перечисленное
позволяет видеть, какое множество идей в виде образов присутствует вокруг нас.
Возможно, не всем очевидно, что идеи-образы не просто нас окружают (как
говорится, витают в воздухе), они определяют дальнейшие направления нашего
развития, поскольку рождают цели-образы, за которыми в свою очередь появляются
чувства, переходящие в мысли и действия, которые, становясь материальной силой,
меняют мир.
По известному выражению Карла Маркса, «теория
становится материальной силой, как только она овладевает массами».
Соответственно, у каждой идеи (теории) находятся
свои защитники и последователи, стремящиеся распространить ее влияние в широкие
массы населения, с тем, чтобы получить их, меняющую мир энергию. Наверное,
Марксу сложно было представить современный уровень массового воздействия на умы
людей с помощью технологий рекламы, пропаганды и неприкрытого зомбирования, но…
читаем дальше его статью «К критике гегелевской философии права», из которой и
взято то самое известное выражение.
«Теория
способна овладеть массами, когда она доказывает ad hominem а доказывает она ad
hominem, когда становится радикальной. Быть радикальным - значит понять вещь в
ее корне. Но корнем является для человека сам человек».
Латинское выражение «argumentum ad hominem», переводится, как «доказательство, применимое к данному лицу» и
означает, что теория должна отвечать непосредственным интересам и потребностям
человека, к которому она обращается.
И тут появляется масса желающих объявить
насущными человеческими потребностями
все, что угодно, от «помощи голодающим детям Германии» до глотка очередного
произведения транснациональных химических лабораторий, не позволяющего «царю
природы» засохнуть.
На самом же деле, радикальным, то есть,
коренным, основополагающим интересом человека, был и остается он сам и его
развитие.
Внимательный читатель
мог бы обвинить меня в непоследовательности, ведь раньше, как вы помните, я не
раз говорил будто бы о другом, - о нашем единстве и общей судьбе. Однако, тут
нет противоречия, а есть очередное проявление диалектического закона единства и
борьбы противоположностей. Да, мы едины, у нас общий исток, мы братья и сестры,
идущие к общей цели, но у каждого из нас – свой путь, со своими особенными
(хотя и типовыми) искушениями и испытаниями.
Итак, если каждый начнет заботиться исключительно
о своем коренном интересе, что мы получим, - «разброд и шатания»? Очевидно, что
да. Каждый будет носиться со своей идеей и подозрительно относиться к идеям
чужим. Это знакомо, это мы проходили и проходим. В то же время, периодически
появляются идеи, понятные многим и воспринимаемые многими, как свои собственные.
Когда это случается, возникает материальная сила, которая изменяет мир в
направлении осуществления именно этой идеи.
Как с точки зрения высшей воли, так и с точки
зрения потребностей отдельного человека, совершенно безразличны направление и
характер развития, главное, чтобы оно было. И высшее творческое начало, и
творец, находящийся в каждом человеке хотят одного: испытать и реализовать себя
в самых разных условиях. Поэтому, счастье для нас не в достижении конечного
пункта, а в движении к нему.
Ревизионист Маркса Эдуард Бернтшейн оказывается
прав со своей формулой «Движение - все, конечная
цель – ничто». При этом, желательно, чтобы
конечный пункт был подальше, а путь к нему – потруднее, с массой препятствий,
которые надо преодолевать. Как это обычно и происходит с героями народных эпосов
и сказок.
В науке, например, этот процесс идет непрерывно и
последовательно, сопровождаясь, в крайнем случае, милой подковерной борьбой
научных школ. В политике – все по-взрослому, с войнами, заговорами,
истреблением целых народов. В экономике – срединный вариант, бьющий в основном
по материальному состоянию людей и связанному с ним качеству жизни.
Мы втягиваемся в известный бег по кругу (крысиные
бега по Кийосаки), когда пытаемся решать задачи экономики экономическими
средствами, стараясь, например, преодолеть бедность с помощью создания новых рабочих
мест (на уровне страны) или с помощью инвестирования (на уровне личности). При
всем видимом старании заинтересованных кругов, ни там, ни там, не возникли
идеи, способные объединить людей и стать материальной силой, меняющей мир.
Возможно, проблема в линейности нашего мышления,
привыкшего искать и находить прямую, однозначную связь между причиной и
следствием, и неспособного охватить пространственно-временную многомерность
мира, все элементы которого, бесчисленными нитями связаны со всеми,
воздействуют на всех и зависимы от всех.
Потому, искать решение экономических проблем лучше
в других, более высоких по иерархии сферах – политике и идеологии (для
государства), психологии и мировоззрении (для личности).
На личном уровне уже давно существуют идеи типа
«Чтобы стать богатым, думай, как богатый». Почему же они не становятся
массовыми? Видимо не отвечают приведенным выше условиям (бесконечные цели и
безграничное развитие), поскольку на халяву, не вставая с дивана, предполагается
получить материальный достаток и на этом остановиться.
На уровне страны, нет даже подобного. Там
господствуют идеи «Запад даст деньги», «Инвесторы построят заводы»,
«Государство поможет бедным», «Чиновники перестанут воровать и справедливо все
поделят», «Президент обеспечит стабильность и порядок». Сытая беспроблемная
жизнь не отвечает коренным интересам народа, потому и не находит в нем
подсознательного отклика. А подсознание, что бы мы ни говорили на людях, и есть
носитель наших смыслов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий