вторник, 26 августа 2014 г.

Это страшное слово Реформа.





    Мы не можем похвастаться мудростью глаз
     И умелыми жестами рук.
     Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять.
     Сигареты в руках, чай на столе,-
     Так замыкается круг.
     И вдруг нам становится страшно что-то менять.
                                                                                                   В. Цой


Рассказывают, будто бы древние китайцы говорили, что жить в эпоху перемен плохо. Рассказывают, что подобное пожелание они адресовали в качестве страшного проклятия своим врагам. И то не всем, а исключительно – злейшим. Сразу видно, что древние китайцы были добрыми людьми.

Я, честно говоря, этим рассказам не верю. Я думаю, что бы ни делалось, - все к лучшему, к развитию, эволюции, движению вперед. Другое дело, что перемены редко бывают простыми, соответственно, и переживать их не просто. Но не просто – это значит, не скучно; не скучно – это интересно; интересно – весело. День ото дня, жизнь становится веселее, - это еще И. Сталин когда-то заметил.

РЕФОРМЫ И ПОРЯДОК.

Совместить их просто нереально. Какой может быть порядок, когда старое рушится, а на его месте тут же возводится новое? Особенно, если происходит это, как мы любим, сумбурно и хаотично.

Страдает ли кто-то в процессе проведения реформ? А как же! Наживается ли кто-то в это смутное время? Безусловно! Страдают скромные и порядочные, а наживаются наглые и беспринципные? Да, и это естественно, ведь порядочные не способны нарушить установившийся порядок, а сломать устаревшие принципы могут только те, которые никаких принципов не признают. Поэтому реформы должны проводить одни, а подметать после них территорию – другие.

Вопрос квалификации тех и других, мы пока не рассматриваем, и рассматривать не будем. Как бы ни были плохи (или хороши) нынешние реформаторы, других у нас все равно нет. Если помните, в прошлый раз была высказана мысль, что значение имеет не сама негативность (которой мы не управляем), а наше к ней отношение (которое в наших руках). Попробуем ее развить на примере из практики.

МЕДИЦИНСКАЯ РЕФОРМА.

Пресловутые налоговую, пенсионную, трудовую и прочие начатые, но не законченные реформы, мы сейчас пропустим, и обернемся к реформе медицинской. Но говорить будем не столько о ней самой, сколько о нашем к ней отношении.

В целом, государство хочет снять с себя проблемы финансирования медицинской отрасли, переложив их на население. Так или иначе, оно это сделает. Не мытьем, так катаньем. Способов у него много. В результате, лекарства и медицинские услуги станут однозначно дороже и неоднозначно, но возможно, - качественнее.

У населения есть, как обычно, не менее двух выходов.
1. Оставить все, как есть, и позволить властям провести их реформу. По крайней мере, нервы не придется лечить.
2. Отменить, затормозить, отсрочить проведение непопулярных изменений. Для этого можно протестовать, противодействовать, оказывать скрытое или явное сопротивление ее мероприятиям. Если действовать сообща и организованно, то вполне возможно заставить власть изменить свои планы и направить ее внимание на другие статьи бюджета.
3. Переориентироваться с потребления медицинских услуг на профилактику заболеваний, ведение здорового образа жизни, изменение мировоззрения в сторону гармонизации отношений с окружающим миром. На мой взгляд, это самый лучший, но и самый трудный путь, потому как для нас страшнее лени зверя нет.
4. Предложить или выбрать другие принципы развития медицинской отрасли и проголосовать за другую власть, которая пообещает их реализовать на практике. Тем более, что очередные выборы как раз приближаются. Правда, пообещать легко, а предложить сложнее, но надежда на лучшую жизнь останется. До следующих выборов, возможно.
5. Поняв, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», повышать свои доходы, формировать семейные медицинские фонды и обращаться к страховой медицине. Для этого придется объединяться, потому что страховая медицина одиночек не любит, одиночки для нее слишком убыточны.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ.

Если мы теперь вспомним об умении конфликтовать, о чем упоминалось года два тому назад, то увидим, что наши выходы вполне укладываются в русло изложенной тогда теории. Гласила она о том, что конфликты нужны, но конфликтовать надо правильно. В целом, в любом конфликта заключено пять вариантов его разрешения.
1.     Уступить противоположной стороне и сдаться.
2.     До конца настаивать на своем  и победить.
3.     Уклониться от противостояния и избежать столкновения.
4.     Найти компромисс, учитывающий интересы всех сторон.
5.     Не имея возможности исправить ситуацию, менять себя и свое к ней отношение.

К развитию приводит не каждый из этих вариантов. Это надо учитывать, если наша цель именно развитие, а не обогащение или удовлетворение личных амбиций.
В случае с медициной, я голосую за третий вариант, но, будучи реалистом, хочу поговорить о пятом.

ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ.

Что же такое страхование, в применении к медицине? В его основе лежат оценка состояния здоровья населения, статистика его заболеваемости, а также расчетная стоимость излечения от той или иной болезни. Эти данные можно собрать по каждой болезни в отдельности, а потом объединить их в одной таблице. Если известно, что хотя бы раз в год болеет каждый десятый, то продавать страховки нужно группам из десяти человек, не меньше. Если стоимость лечения в среднем равна 1000 гривнам, то страховой полис должен стоить не менее 100 гривен, чтобы девять здоровых смогли заплатить за одного больного. Добавив к этому накладные расходы, налоги и прибыть страховой компании, мы получим примерный страховой тариф, то есть, стоимость страховки для страхователя.

Таким образом, мы имеем вариант кассы взаимопомощи на случай болезни, которой управляет страховая компания. Кто и чем рискует в данном случае?

1.     Страховая компания рискует тем, что количество заболеваний среди застрахованных лиц превысит статистику. Это легко предположить, ведь в первую очередь захотят страховаться люди со слабым здоровьем. Поэтому приветствуются не одиночные страхования, а коллективные. При этом, рабочий коллектив сотрудников работающего предприятия предпочтительнее коллектива клуба пенсионеров. А еще могут случаться вспышки эпидемий и прочие непредвиденные обстоятельства. Свои реальные и предполагаемые риски компания компенсирует увеличением стоимости страхового тарифа и введением ряда ограничений в правила страхования.

2.     Застрахованное лицо (он же – страхователь) рискует не воспользоваться услугами страховой медицины, если в период действия страхового полиса, не заболеет. Это хороший риск, хотя кому-то и бывает обидно. Его деньги помогут тем, кому повезло меньше или достанутся страховой компании. В случае заболевания, есть риск, что объема денег страховой программы не хватит на лечение. Этот риск снимается покупкой более дорогой программы, но при этом растет первый риск не использовать все запланированные деньги.

Уменьшить свои риски, можно объединившись в большие группы по какому-нибудь нейтральному к риску заболеть признаку. Еще есть риск обмана со стороны страховой компании. Может оказаться, что договор составлен хитро, что его действие ограничено, что деньги выделяются на что угодно, кроме того, что необходимо именно в данном случае.

Этот риск можно уменьшить, заключая договор с помощью грамотного страхового брокера. Он и на подводные камни договора обратит внимание, и при наступлении страхового случая поможет в общении с врачами и со страховой компанией.

Объединяться мы не любим и не умеем. Ничего страшного, - всему свое время. А пока не научимся и не полюбим, нас будут бить по голове всяческими реформами.

Источник: Путь украинского инвестора

Комментариев нет: