среда, 6 апреля 2016 г.

ДЕЯНИЯ И НЕДЕЯНИЯ.


 

Дао всегда в недеянии,
Но нет такого, чего бы оно не свершило.
Когда  мы сумеем сосредоточиться в нем,
Мир изменится сам по себе.
Суета гасится девственной простотой.
Безыменная простота не имеет страсти.
Когда страсти улягутся, наступит порядок.
Люди высшей мудрости не считают себя мудрыми; поэтому они имеют высшую мудрость.
Обычные люди стремятся доказать свой ум, и поэтому они обречены на деятельную суету.
Люди высшей мудрости, находясь в бездеятельности, совершают существенное, но не признаются в этом.
Обычные люди делают то, что делают, и оно ничтожно.
Поэтому великий человек держится существенного и оставляет ничтожное, почитает правду и не следует правилам.
                                                                                          Из Лао-цзы.

Тенденции, описанные Лао-цзы, очевидно присутствуют внутри украинского народа, который, действительно, мудрее и глубже, чем думают те, кто считают себя лучшими его представителями.  Народ не глупый и не пассивный, как болтают на интернет-форумах; в сложившихся непростых условиях, народ  подсознательно пытается сберечь свою душу. Так внешнее недеяние оборачивается внутренней работой по воспитанию себя. Должна оборачиваться, во всяком случае.
Это невозможно понять с позиций материализма, завязанного на хлебе из макдональдса и зрелищах из телевизора. Да, в человеке присутствуют составляющие его животное начало инстинкты, но не подчинение им, а следование программе их преодоления определяют его восхождение по спирали развития.

Зомбирующая реклама делает нас  слишком деятельными и суетливыми; мы вынуждены постоянно находиться в движении: куда-то бежать, к чему-то стремиться, чего-то достигать... . Этого требуют от нас  западные (а в последние годы и местные) учебники и тренеры по сетевому маркетингу, достижению успеха, личностному росту и тому подобным дисциплинам. Следуя их рекомендациям, мы вынуждены участвовать в крысиных бегах, бороться за рабочие места, конкурировать за клиентов и их деньги.

И как водится, - нигде не успевать.

 

Память
       за прошлое держится цепко,
то прибывает,
то убывает...
В школе
        когда-то
                 были оценки
две:
«успевает»
и «не успевает»...

Мир из бетона.
               Мир из железа.
Аэродромный
            разбойничий рокот...
Не успеваю
довериться лесу.
Птицу послушать.
Ветку потрогать...
Разочаровываюсь.
                 Увлекаюсь.
Липкий мотив
про себя напеваю.
Снова куда-то
              бегу,
                    задыхаясь!
Не успеваю,
Не успеваю...

Время жалею.
             Недели мусолю.
С кем-то
         о чём-то
                  бессмысленно спорю.
Вижу
всё больше вечерние
                    зори.
Утренних зорь
я почти что не помню...
В душном вагоне –
                  будто в горниле.
В дом возвращаюсь.
                   Дверь открываю.
Книги
квартиру
заполонили.
Я прочитать их
               не успеваю!..
Снова ползу
            в бесконечную гору,
злюсь
и от встречного ветра
                      немею.
Надо б, наверное,
                  жить
                       по-другому!
Но по-другому
я не умею...
Сильным бываю.
               Слабым бываю.
Школьного друга
нежданно встречаю.
«Здравствуй!
Ну как ты?..»
И –
не успеваю
вслушаться
           в то, что он мне
                            отвечает...
Керчь и Калькутта,
Волга и Висла.
То улетаю,
           то отплываю.
Надо бы,
надо бы остановиться!
Не успеваю.
Не успеваю...
Знаю,
      что скоро метели
                       подуют.
От непонятной хандры
изнываю...
Надо бы
        попросту сесть и подумать!
Надо бы...
Надо бы...
Не успеваю!

Снова меняю
            вёрсты
                   на мили.
По телефону
Москву вызываю...
Женщину,
         самую лучшую
                      в мире,
сделать счастливой
не успеваю!..

Отодвигаю
          и планы, и сроки.
Слушаю притчи
              о долготерпенье.
А написать
свои главные строки
не успеваю!
И вряд ли успею...
Как протодьякон
                в праздничной церкви,
голос
единственный
надрываю...

Я бы, конечно,
               исправил оценки!..
Не успеваю.
Не успеваю.

Этим стихам Роберта Рождественского 35 лет. Стали мы с тех пор мудрее? Как бы ни так, все стало хуже: суеты больше, толку меньше.
Я и сам всегда был (и пока, видимо, остаюсь) сторонником «деятельной суеты», постоянно  находясь в состоянии демонстрации своей активности и доказательства своего ума. Лучше сделать неправильно, чем не сделать никак, лучше сделать ошибку раньше, пока ее цена не так велика,  - считал я, и в этом была своя логика: правильные решения из чужих книг не вычитываются и на дороге не валяются, их надо выстрадать самолично. Лао-цзы посеял в моей душе сомнения.
Да, «опыт – сын ошибок трудных», но зачем он нам? Чтобы в следующий раз не ошибиться? Для этого придется  совершить все-все-все ошибки, которые только могут быть. А их вообще-то немало. Как-то обидно потратить целую жизнь на ошибки, не находите? Не целую (часть жизни) тоже жалко. На что же ее тратить, - на развлечения и удовольствия? Развлечения хороши для отвлечения от основного дела, а удовольствия как раз и состоят в том, чтобы добиваться невозможного, преодолевать непреодолимое, испытывать доселе неведомое. Это – с одной стороны. С другой стороны, стоит ли искать приключений в далеких странах, если главная загадка смотрит на тебя из зеркала, другая тихо посапывает рядом с тобой во сне, третья часами носится с игрушечным пистолетом по комнатам, еще одна не отлипает от  компьютера, а та сладкая парочка снова «зависла» перед телевизором. «Человек - вот тайна, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время зря. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».  (Ф. М. Достоевский).
Недеяние можно рассматривать, как то же деяние, только лишенное привычной суеты. Если отказаться от просмотра рекламы, то мы не узнаем о том чудодейственном средстве, не пойдем в банк за кредитом для его покупки, не задержимся на работе, чтобы поскорее его вернуть  и не разочаруемся спустя время ни в банке, с  его хитрыми кредитами, ни в работе, отнимающей время от семьи, ни в чудодейственности того средства, делающего нас беднее, ни в полезности той рекламы, лишающей нас покоя.  
Если не делать ничтожного, останется время для важного; если не тратить деньги на ничтожное, не придется так много работать; если не беспокоиться о ничтожном, его место займет великое. И, возможно, тогда мы поймем, что экономический рост, который делает богатых богаче, а бедных беднее,  не настолько нам и нужен; что доллары, это просто бумажки, обесценивающие наш труд и наше время; что кредиты делают состоятельнее тех, кто их выдает, а депозиты – тех, кто их принимает; что Европе мы нужны в качестве колонии, а не партнера; что делать – это хорошо, а не делать – бывает лучше.
Один из примеров недеяния –  молчание. Народ об этом знал всегда: «Разговор выявляет свое первенство, а внимание рождает друзей. Вот почему разговор серебро, а молчание золото». (М. М . Пришвин). Недаром именно к нему, как к последнему аргументу в споре, частенько прибегают любящие супруги. Это действует. Умная жена, пока разгневанный муж кричит и бранится, хранит молчание, и лишь когда он умолкает, заводит с ним разговор, чтобы смягчить его и успокоить. (Плутарх). Молчат и украинцы.
Кстати, я тут ничего нового не сказал. По просторам интернета давно уже гуляет прикол «Хохляцкий буддизм», в котором при всем его своеобразном юморе, просматривается «сермяжная правда жизни». Вот – кусочек из него.

«Украинцы - настоящие буддисты, умело замаскированные под православных.  Как истинные буддисты, они проповедуют не сопротивление злу, а забивание на него большого болта. Агрессивный украинец - это не украинец. Буддийские принципы делают нас, украинцев, неуязвимыми для ударов судьбы. Нам эти удары просто пофиг. Мы знаем, что всё пройдет, так что смысла париться нет. Как поётся в нашем гимне: «Згинуть наші вороженьки, як роса на сонці. Запануєм і ми, браття, у своїй сторонці». То есть враги наши рано или поздно куда-то денутся, - не вечные, а потом и мы на своей земле покомандуем. Фига-се, нам что, сложно подождать? Мы ж буддисты».

Комментариев нет: