Дао всегда в недеянии,
Но нет такого, чего бы оно не свершило.
Когда мы сумеем
сосредоточиться в нем,
Мир изменится сам по себе.
Суета гасится девственной простотой.
Безыменная простота не имеет страсти.
Когда страсти улягутся, наступит порядок.
Люди высшей мудрости не считают себя мудрыми;
поэтому они имеют высшую мудрость.
Обычные люди стремятся доказать свой ум, и поэтому
они обречены на деятельную суету.
Люди высшей мудрости, находясь в бездеятельности,
совершают существенное, но не признаются в этом.
Обычные люди делают то, что делают, и оно ничтожно.
Поэтому великий человек держится существенного и
оставляет ничтожное, почитает правду и не следует правилам.
Из Лао-цзы.
Тенденции, описанные Лао-цзы, очевидно присутствуют
внутри украинского народа, который, действительно, мудрее и глубже, чем думают
те, кто считают себя лучшими его представителями. Народ не глупый и не пассивный, как болтают на
интернет-форумах; в сложившихся непростых условиях, народ подсознательно пытается сберечь свою душу.
Так внешнее недеяние оборачивается внутренней работой по воспитанию себя.
Должна оборачиваться, во всяком случае.
Это невозможно понять с позиций материализма,
завязанного на хлебе из макдональдса и зрелищах из телевизора. Да, в человеке
присутствуют составляющие его животное начало инстинкты, но не подчинение им, а
следование программе их преодоления определяют его восхождение по спирали
развития.
Зомбирующая реклама делает нас слишком деятельными и суетливыми; мы вынуждены
постоянно находиться в движении: куда-то бежать, к чему-то стремиться, чего-то
достигать... . Этого требуют от нас западные (а в последние годы и местные)
учебники и тренеры по сетевому маркетингу, достижению успеха, личностному росту
и тому подобным дисциплинам. Следуя их рекомендациям, мы вынуждены участвовать
в крысиных бегах, бороться за рабочие места, конкурировать за клиентов и их
деньги.
И как водится, - нигде не успевать.
Память
за
прошлое держится цепко,
то прибывает,
то убывает...
В школе
когда-то
были оценки
две:
«успевает»
и «не успевает»...
Мир из бетона.
Мир из железа.
Аэродромный
разбойничий рокот...
Не успеваю
довериться лесу.
Птицу послушать.
Ветку потрогать...
Разочаровываюсь.
Увлекаюсь.
Липкий мотив
про себя напеваю.
Снова куда-то
бегу,
задыхаясь!
Не успеваю,
Не успеваю...
Время жалею.
Недели мусолю.
С кем-то
о
чём-то
бессмысленно спорю.
Вижу
всё больше вечерние
зори.
Утренних зорь
я почти что не помню...
В душном вагоне –
будто в горниле.
В дом возвращаюсь.
Дверь открываю.
Книги
квартиру
заполонили.
Я прочитать их
не успеваю!..
Снова ползу
в бесконечную гору,
злюсь
и от встречного ветра
немею.
Надо б, наверное,
жить
по-другому!
Но по-другому
я не умею...
Сильным бываю.
Слабым бываю.
Школьного друга
нежданно встречаю.
«Здравствуй!
Ну как ты?..»
И –
не успеваю
вслушаться
в то, что он мне
отвечает...
Керчь и Калькутта,
Волга и Висла.
То улетаю,
то отплываю.
Надо бы,
надо бы остановиться!
Не успеваю.
Не успеваю...
Знаю,
что
скоро метели
подуют.
От непонятной хандры
изнываю...
Надо бы
попросту сесть и подумать!
Надо бы...
Надо бы...
Не успеваю!
Снова меняю
вёрсты
на мили.
По телефону
Москву вызываю...
Женщину,
самую лучшую
в мире,
сделать счастливой
не успеваю!..
Отодвигаю
и
планы, и сроки.
Слушаю притчи
о долготерпенье.
А написать
свои главные строки
не успеваю!
И вряд ли успею...
Как протодьякон
в праздничной церкви,
голос
единственный
надрываю...
Я бы, конечно,
исправил оценки!..
Не успеваю.
Не успеваю.
Этим стихам Роберта Рождественского 35 лет. Стали
мы с тех пор мудрее? Как бы ни так, все стало хуже: суеты больше, толку меньше.
Я и сам всегда был (и пока, видимо, остаюсь)
сторонником «деятельной суеты», постоянно
находясь в состоянии демонстрации своей активности и доказательства
своего ума. Лучше сделать неправильно, чем не сделать никак, лучше сделать
ошибку раньше, пока ее цена не так велика,
- считал я, и в этом была своя логика: правильные решения из чужих книг
не вычитываются и на дороге не валяются, их надо выстрадать самолично. Лао-цзы
посеял в моей душе сомнения.
Да, «опыт – сын ошибок трудных», но зачем он нам?
Чтобы в следующий раз не ошибиться? Для этого придется совершить все-все-все ошибки, которые только
могут быть. А их вообще-то немало. Как-то обидно потратить целую жизнь на
ошибки, не находите? Не целую (часть жизни) тоже жалко. На что же ее тратить, -
на развлечения и удовольствия? Развлечения хороши для отвлечения от основного
дела, а удовольствия как раз и состоят в том, чтобы добиваться невозможного,
преодолевать непреодолимое, испытывать доселе неведомое. Это – с одной стороны.
С другой стороны, стоит ли искать приключений в далеких странах, если главная
загадка смотрит на тебя из зеркала, другая тихо посапывает рядом с тобой во
сне, третья часами носится с игрушечным пистолетом по комнатам, еще одна не
отлипает от компьютера, а та сладкая
парочка снова «зависла» перед телевизором. «Человек - вот
тайна, и если будешь ее
разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время зря. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть
человеком». (Ф. М. Достоевский).
Недеяние можно рассматривать, как то же деяние,
только лишенное привычной суеты. Если отказаться от просмотра рекламы, то мы не
узнаем о том чудодейственном средстве, не пойдем в банк за кредитом для его
покупки, не задержимся на работе, чтобы поскорее его вернуть и не разочаруемся спустя время ни в банке,
с его хитрыми кредитами, ни в работе,
отнимающей время от семьи, ни в чудодейственности того средства, делающего нас
беднее, ни в полезности той рекламы, лишающей нас покоя.
Если не делать ничтожного, останется время для
важного; если не тратить деньги на ничтожное, не придется так много работать;
если не беспокоиться о ничтожном, его место займет великое. И, возможно, тогда
мы поймем, что экономический рост, который делает богатых богаче, а бедных
беднее, не настолько нам и нужен; что
доллары, это просто бумажки, обесценивающие наш труд и наше время; что кредиты
делают состоятельнее тех, кто их выдает, а депозиты – тех, кто их принимает;
что Европе мы нужны в качестве колонии, а не партнера; что делать – это хорошо, а не делать – бывает лучше.
Один из примеров
недеяния – молчание. Народ об этом знал
всегда: «Разговор выявляет свое первенство, а внимание
рождает друзей. Вот почему разговор серебро, а молчание золото». (М. М . Пришвин). Недаром именно к нему,
как к последнему аргументу в споре, частенько прибегают любящие супруги. Это
действует. Умная
жена, пока разгневанный муж кричит и бранится, хранит молчание, и лишь когда он
умолкает, заводит с ним разговор, чтобы смягчить его и успокоить. (Плутарх).
Молчат и украинцы.
Кстати, я тут ничего
нового не сказал. По просторам интернета давно уже гуляет прикол «Хохляцкий
буддизм», в котором при всем его своеобразном юморе, просматривается «сермяжная
правда жизни». Вот – кусочек из него.
«Украинцы - настоящие
буддисты, умело замаскированные под православных. Как истинные буддисты, они проповедуют не сопротивление
злу, а забивание на него большого болта. Агрессивный украинец - это не украинец.
Буддийские принципы делают нас, украинцев, неуязвимыми для ударов судьбы. Нам
эти удары просто пофиг. Мы знаем, что всё пройдет, так что смысла париться нет.
Как поётся в нашем гимне: «Згинуть наші вороженьки, як роса на сонці. Запануєм
і ми, браття, у своїй сторонці». То есть враги наши рано или поздно куда-то
денутся, - не вечные, а потом и мы на своей земле покомандуем. Фига-се, нам
что, сложно подождать? Мы ж буддисты».
Комментариев нет:
Отправить комментарий