Говорят,
что учитель приходит, когда к этому готов ученик. И вот учитель пришел. Не рано
ли?
Это
было 1 марта в Киеве. Пресс-конференцию по поводу внедрения в Украине курса
финансовой грамотности для детей я слушал с переменными чувствами удивления,
радости и тревоги. Выступающие говорили о знакомом и наболевшем. А выступали
представители Университета банковского дела НБУ, которые этот курс разработали,
и руководители проекта «Развитие финансового сектора»(FINREP) Агентства США по международному
развитию (USAID),
которые его финансировали.
Речь шла о том, что:
1.
Недостаточно просвещенные потребители – очень слабое основание для построения
сильной финансовой системы. И это угрожает безопасности страны.
2.
В современных условиях, финансовая грамотность для обычного украинца
приобретает статус жизненно необходимого умения. Между тем, ее уровень
чрезвычайно низок.
3.
Курс финансовой грамотности не преподается ни в одном учебном заведении
Украины. При этом, более половины опрошенных украинцев смогли правильно
ответить лишь на три из семи простых вопроса по финансам.
4.
Старшее поколение не способно дать установки правильного финансового поведения
молодежи. Зато на ее сознание успешно влияет агрессивная банковская реклама. Образец
такой рекламы на обложке 12-листовой школьной тетради участникам
пресс-конференции был продемонстрирован.
5.
В других странах, включая соседние Россию и Польшу (а всего их более 90), уже
приняты и действуют национальные стратегии финансового просвещения населения,
но Украина к этой международной сети финансового образования пока не
присоединилась. Тем не менее, что-то в этом направлении сдвинулось и у нас. Это
и есть тот самый курс, которому была посвящена упомянутая выше
пресс-конференция.
УЧЕБНИК.
Самое
главное из того, что уже сделано – это настоящий (и довольно притом увесистый)
учебник, созданный коллективом из двух десятков авторов под руководством
доктора экономических наук Тамары Смовженко. К учебнику прилагается менее
увесистая, но тоже хорошо иллюстрированная тетрадь для самостоятельной работы. Один
экземпляр этого чуда мне удалось выпросить у заместителя ректора Университета
Анжелы Кузнецовой, чему я безумно рад. Учебник и вправду замечательный. Он
состоит из пятнадцати разделов и тридцати уроков. Я специально перечислю их
все, чтобы были понятны масштаб и широта
охвата этого труда.
Раздел
1. История и теория денег.
Урок 1. Для чего нужны деньги?
Раздел
2. Введение в личные финансы.
Урок 2. Доходы.
Урок 3. Расходы.
Урок 4. Планирование значимых
финансовых событий.
Раздел
3. Налоги и налоговая культура.
Урок 5. Что такое налоги и для
чего они нужны.
Раздел
4. Пластиковые карты, банкоматы и денежные переводы.
Урок 6. Виды пластиковых карт.
Урок 7. Осуществление
платежей.
Урок 8. Денежные переводы.
Раздел
5. Иностранная валюта и валютные операции.
Урок 9. Обмен валюты.
Раздел
6. Собственная финансовая безопасность.
Урок 10. Финансовая
документация.
Урок 11. Разумное финансовое
поведение.
Раздел
7. Депозиты.
Урок 12. Банковские депозиты.
Урок 13. Небанковские депозиты.
Урок 14. Отдельные виды депозитов.
Раздел
8. Инвестиции.
Урок 15. Рынки капиталов.
Урок 16. Коллективное
инвестирование.
Урок 17. Отдельные виды
инвестиций.
Раздел
9. Пенсионные сбережения.
Урок 18. Государственная и
частная пенсии.
Раздел
10. Виды кредитов.
Урок 19. Виды кредитов:
потребительские кредиты, автокредиты,
кредиты на
жилье.
Раздел
11. Виды кредиторов.
Урок 20. Банки.
Урок 21. Финансово-кредитные
учреждения.
Раздел
12. Финансовая составляющая долговых обязательств.
Урок 22. Прямые долговые
затраты.
Урок 23. Соответствующие
платежи.
Урок 24. Реструктуризация
кредита.
Раздел
13. Юридическая составляющая долговых обязательств.
Урок 25. Кредитные договоры.
Урок 26. Ответственность
заемщика.
Урок 27. Права и обязанности
потребителя финансовых услуг.
Раздел
14. Страхование.
Урок 28. Страхование
ответственности граждан.
Урок 29. Имущественное и
личное страхование граждан.
Раздел
15. Личный бюджет и финансовое планирование.
Урок 30. Планирование вашей финансовой
жизни с
использованием
имеющихся возможностей.
УЧИТЕЛЬ.
Последний
урок самый важный, но к нему еще надо дойти. Тому, кто думает, что это просто,
стоит полистать учебник и попробовать ответить на вопросы из тетради для
самостоятельной работы. Честно говоря, я сам с удовольствием прослушал бы
некоторые уроки из этого курса у знающих людей. И тут мы подходим к
грибоедовскому вопросу «А судьи кто?», в смысле, «Кто, укажите нам отечества
отцы, которых мы должны принять за образцы»?
Школьных
учителей и университетских преподавателей мы воспринимаем вполне благосклонно,
ведь они учат нас довольно сложным и скучным вещам, до которых без их помощи мы
сами ни за что не дотянулись бы. Но в вопросах, касающихся денег, мы считаем
себя доками, и учиться соглашаемся только у миллионеров. При этом, никто не
озадачивается мыслью, надо ли это самим
миллионерам. Подобный подход к выбору учителя выглядит странно. Все равно, как
если бы учить писать и читать нас должны были бы непременно писатели и поэты не
ниже республиканского масштаба.
Создатели
курса подошли к этому вопросу с чисто практической стороны: миллионеров на всех
желающих явно не хватит, поэтому учить финансовым премудростям десятиклассников
будут обычные школьные учителя. Ну, не совсем обычные, конечно, а обязательно
прошедшие соответствующий отбор и подготовку на базе Университета банковского
дела НБУ. Им в помощь подготовлены подробные и объемистые методические
рекомендации, которые превратят финансовых золушек, которыми по определению
являются школьные учителя, в финансовых принцесс. Все правильно,
профессиональные учителя умеют не только учить, но и учиться. Так что для
начального курса финансовой грамотности, их жизненного опыта должно хватить.
Главное, чтобы в процессе повышения квалификации и приобретения практических
навыков на рынках капитала, они не слишком увлеклись денежными играми и не
разбежались строить собственное
финансовое благополучие в ущерб педагогическим упражнениям. А еще есть
опасение их плавного перетекания в область коммерческого образования, ведь курс
настолько хорош, что вполне подойдет не только десятиклассникам, но и старшим
членам их семей, включая бабушек и дедушек. Впрочем, создатели курса сами
говорят о возможности и желательности распространения данной программы на все
население Украины.
Готово
ли к этому само население, я не уверен. Тот же опрос (а в прошлом году наши
читатели видели все его вопросы и ответы, и даже имели возможность на них
потренироваться) показал нашу массовую склонность переоценивать собственные
финансовые знания и не менее массовое желание переложить ответственность за
свою финансовую несостоятельность на государство.
Готовы
ли к этому финансовые компании, в первую очередь банки, я тоже сомневаюсь.
Малограмотные потребители по-прежнему выгодны недобросовестным финансистам,
живущим сегодняшним днем и нынешними доходами. А таких, ой как немало. Одна
надежда на Национальный банк и других финансовых регуляторов, задача которых –
стабильность финансовой системы не только сегодня, но и завтра.
Одним
словом, подождем, - увидим. В том числе, увидим, как будут развиваться события
в Днепропетровске. Я высказал заинтересованным сторонам и свои соображения по
этому поводу, и свою готовность помочь делу развития финансового образования в
нашем городе. Теперь жду реакции. В любом случае, хочу сказать, что процесс
пошел финансовые курсы, основанные на
новом учебнике, в Днепропетровске обязательно появятся. Могу даже пригласить
желающих, как слушать, так и преподавать. И даже советую поторопиться.
Количество мест, как говорится, ограниченно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий