пятница, 10 июня 2016 г.

О БЕДНОМ АГЕНТЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО.

                    



Вкусив (совсем немного) риелторского хлеба, хочу сказать, что не такой уж он сладкий, как это порой выглядит со стороны. При этом, сдается мне, что горечь его – несколько искусственная и в перспективе, от нее можно было бы избавиться.

Знаю-знаю, что вы скажете. -   «Плохому агенту клиенты мешают». И предложите перечитать Хопкинса, Бэтджера или еще кого- нибудь из серии «Как продать что угодно, кому угодно».
Тем не менее, я думаю, что взаимовыгодные отношения между агентом и клиентом должны строиться по взаимоприемлемым же правилам, иначе получим ( и получаем сегодня) не менее взаимное недоверие и  желание друг друга слегка обмануть.

                           НЕДОСТАТКИ ПРОДАВЦА.

Продавец все еще считает себя центром Вселенной. Это вокруг него должны вращаться все посредники этого города и находить все лучших и лучших  покупателей: непритязательных, немелочных, с полными карманами денег. Во время бурного роста цен, такими бывают инвесторы и спекулянты; они продавцов и испортили. Сегодня продавать стало сложнее, но продавцы совершенно безосновательно  продолжают накручивать цены: если в течение целого месяца их квартира не была куплена за 60 000 долларов, они считают, что цену пора поднять до 62 000, а то и больше. Почему? Потому что сосед уже поднял. Как вам такой аргумент? Покупателей нет ни у того, ни у другого; покупатели ищут цену  55 000 долларов и ниже, а эти артисты друг перед другом цирк изображают.
Риелтор мог бы помочь; хороший специалист способен и найти, и уговорить покупателя. Но ему нужны гарантии в виде оплаты за свои услуги или, по крайней мере, -  эксклюзивного договора на продажу именно этой квартиры. Но гордые продавцы на это не согласны: они желают, чтобы их персоной занимался не конкретный агент или агентство, а  все-все- все  риэлтеры Днепропетровска; так им кажется, будет быстрее. Причем, заниматься они должны наперегонки и бесплатно. А продавец будет устанавливать и ограничивать время просмотра своей квартиры, не пускать в нее риелтора без покупателя, требовать «не водить к себе экскурсии», то есть всячески препятствовать работе агента.
 Боюсь, что «этот поезд уже ушел» и скоро правила кардинально поменяются. Вы можете себе представить, например, чтобы на ваше объявление в газете «Возьму кредит»  или «Вставлю два новых зуба», к вам слетелись представители банков и стоматологических клиник со своими предложениями, одно краше другого? А ведь их услуги почти ничем не отличаются от риелторских.
Вот так и вы, уважаемые продавцы, скоро будете искать серьезного риелтора (а не он – вас), чтобы заключить с ним договор на продажу своей квартиры. И – платить ему, в зависимости от сложности вашего дела, и – прислушиваться к его советам относительно цены продажи и режима просмотров. Почему я так думаю? Потому, что за пару недель работы по «Левобережному – 3», сумел собрать пятьдесят продавцов и лишь пять покупателей на здешние квартиры; да и тех, нынешние цены не очень-то устраивают.

                НЕДОСТАТКИ ПОКУПАТЕЛЯ.

Редкий покупатель имеет наличные деньги; большинство что-то одновременно продает. Продать, понятное дело, хочется подороже, а купить, соответственно, -  подешевле. Раздвоение личности – налицо. Крайний в этой ситуации, - конечно, риелтор: ведь это он находит вредных продавцов и жадных покупателей. Покупатели тоже хотят, чтобы квартиру им искали все агентства недвижимости, но денег за это хотят заплатить поменьше или не заплатить вовсе. Когда квартир было мало, а агентов – много, доходило до конкурсов и аукционов: кто за свои услуги возьмет меньше; тут уж было не до честности. Побеждали в таких конкурсах агенты-одиночки с небольшими запросами и такими же знаниями. Случались и проколы. Я сам однажды по вине такого агента купил квартиру с прописанным там ребенком и запретом опекунского совета на продажу. Пришлось терять деньги и время. Та агентша, между прочим, до сих пор периодически со мной судится: то отказывается от своих претензий, то снова подает очередной иск. Приходится вспоминать Пушкина: «…не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
Риелторы советуют сначала взять задаток за продаваемую квартиру, а потом искать покупаемую, но многие продавцы-покупатели хотят поступить наоборот и этим только затягивают процесс. Покупатели, которые не готовы давать задаток, риелторам не интересны, для них это – впустую потраченное время. А таких – немало. Они четко не представляют ни своих желаний, ни своих возможностей; просто ходят и смотрят. Бесплатно, конечно. На самом деле, их экскурсии оплачивают добросовестные покупатели, потому что в те пресловутые 5%, которые берут за свои услуги агентства, закладываются и эти, совсем не обязательные издержки.
                И ВОЛКИ СЫТЫ, И ОВЦЫ ЦЕЛЫ.

Возможно ли такое? До некоторой степени, да. Для начала рассчитаем стоимость поиска и подбора варианта для покупателя. Владелец (директор) агентства за свою часть работы (проверка документов и юридическое обеспечение сделки) берет  30% стоимости услуги, а до 70% отдает агентам. Вот и выходит, что по-хорошему, риелторские услуги могли бы стоить не 5%, а лишь 1,5% от цены продажи. Это – в идеале.
Формируем единую базу продавцов недвижимости и делаем ее доступной для всех покупателей за небольшие деньги, скажем, 100 гривен. Реальный покупатель (не экскурсант) может самостоятельно связываться, встречаться и торговаться с продавцами приглянувшихся ему квартир. И даже совершать с ними сделки купли-продажи, если имеет для этого достаточные знания. В основных моментах всегда поможет нотариус, а в сложных случаях можно получить квалифицированную консультацию и помощь (за отдельные деньги, порядка 1,5%) от риелтора.
Другой (более занятой или менее грамотный) покупатель нанимает личного агента, заключая с ним договор, в котором подробно расписывает свои требования и пожелания к объекту покупки. Если эти требования чрезмерны и в текущую рыночную ситуацию не укладываются (а сегодня такое положение наблюдается сплошь и рядом), нормальный риелтор такой договор заключать не станет, а если и станет, то и цена подобной услуги окажется соответствующей. Ведь в договоре будут четко прописаны его обязательства, не просто искать, а именно найти подходящий объект; а также – и санкции на случай отрицательного результата поисков.
У продавца – тоже два пути: просто поместить свое объявление (возможно, бесплатно) в единую базу продавцов или нанять выбранного риелтора в качестве своего личного агента по продаже. В первом случае, готовить документы к сделке, ему придется самостоятельно, а во втором, - все нюансы содержания услуги и ее оплаты будут описаны в договоре. Нет, у продавца есть еще и третий путь: за те же 100 гривен получить доступ к единой базе покупателей, которая может быть сформирована (платно или бесплатно, будет зависеть от конъюнктуры рынка) по их заявкам.
Итак, простые сделки, покупатели и продавцы будут совершать самостоятельно с помощью нотариуса, в сложных случаях, каждый из них (или оба) смогут воспользоваться платной услугой риелтора, а при желании, вместо них всем процессом займутся нанятые ими сотрудники агентства недвижимости. Возможно, появятся узкие специалисты  по продажам и по покупкам;  а  возможно, рынок вырастит универсалов.
Хорошие риелторы без работы не останутся и меньше зарабатывать не станут, но негатива со стороны их клиентов, получивших право выбора, поубавится.
Методы продвижения недвижимости и агентских услуг станут более цивилизованными; мы получим несколько конкурирующих между собой баз данных, газет, журналов, интернет-сайтов  и  может быть, наконец, избавимся от заклейки тысячами объявлений столбов, заборов и стен зданий.

                             ЗА ЧИСТЫЙ ГОРОД!

                          Первый шаг к цивилизации, в виде эксперимента, я пытаюсь сделать на отдельно взятом массиве «Левобережный – 3». Идея – следующая. Определяется несколько (десятков) точек, в которых размещаются, периодически обновляемые объявления, с перечнем всех квартир, продающихся в этом районе. Образец такого объявления вы видите перед собой.
_________________________________________________________________


 Кредиты на жилье в                       ЦЕНТР «ФИНАНСОВОГО ЗДОРОВЬЯ».
Банках Днепропетровска                     ГАЗЕТА «ГОРОЖАНИН».
                                                                                ЗА ЧИСТЫЙ ГОРОД!
Все квартиры,
ВЫСТАВЛЕННЫЕ НА ПРОДАЖУ НА «ЛЕВОБЕРЕЖНОМ - 3». Суббота, 17 марта 2007 года. Обновляется постоянно.
                         
Этаж
Цена
Этаж
Цена
Этаж
Цена
Этаж
Цена
                                 О Д Н О К О М Н А Т Н Ы Е   К В А Р Т И Р Ы
1
14/14
42000
52
3/10
49000
3
9/10
47000
53
8/10
46000
2
7/9
43000
4
10/10
55000
5
10/14
43000
6
7/9
50000
                           Д В У Х К О М Н А Т Н Ы Е   К В А Р Т И Р Ы
54
2/9
60000
8
6/10
62000
9
8/10
60000
7
8/9
60000
10
1/9
58000



12
6/10
65000



13
6/9
63000



15
6/9
62000
14
2/9
57000
16
7/9
56000
17
14/16
70000
18
3/16
70000



19
3/9
60000
20
3/10
55000
21
4/9
65000















                         Т Р Е Х К О М Н А Т Н Ы Е   К В А Р Т И Р Ы
22
1/16
63000
23
6/9
94000
24
8/10
64000
26
9/9
70000
25
1/10
65000



27
7/10
65000



28
3/10
68000
29
8/9
70000
30
7/16
80000



31
1/16
75000
32
12/16
75000
33
16/16
70000






35
6/10
75000
36
3/10
77000



37
14/16
75000



39
6/10
70000
38
7/9
65000



41
6/9
63000
42
4/10
65000
40
5/9
85000
43
8/16
80000









                        Ч Е Т Ы Р Е Х К О М Н А Т Н Ы Е   К В А Р Т И Р Ы
44
1/10
110000
45
7/10
95000
46
1/10
115000



                          П Я Т И К О М Н А Т Н Ы Е   К В А Р Т И Р Ы
47
5/10
200000
48
5,6/6
177000
49
1/10
120000



50
1/10
100000






51
1/9
100000

Хотите продать квартиру?   Звоните   797-17-30.
Хотите купить квартиру?   Звоните   797-17-30.

Помощь в выборе кредита: тел. 797-17-30.
___________________________________________________

Точки должны быть под крышей и достаточно посещаемые. Люди привыкнут находить там информацию о недвижимости, и станут заходить чаще.
Начальники ЖЭКов поняли, очистить стены домов – в их интересах; банки поняли, они получили дополнительный рекламный носитель; владельцы некоторых торговых точек тоже имеют понятие в маркетинге или просто, сами по себе -  хорошие люди. Многие другие делают большие глаза: они зациклены на своем маленьком бизнесе и не понимают преимуществ кооперации. А может, денег хотят «срубить по-быстрому»? Что ж, дополнительных клиентов получат не они.
Пользуясь случаем, обращаюсь к своим соседям по району: если сможете разместить эти объявления на своем рабочем месте, выиграете и вы и район. Исчезнет экономическая целесообразность залепливать бумажками любые вертикальные поверхности, и на  «Левобережном – 3» станет чище.
Умные риелторы, возможно, распространят мой эксперимент на другие районы города; неумные могут остаться без работы, когда мы опубликуем в «Горожанине» единую базу продавцов недвижимости с их телефонами.
На самом деле мне совершенно непонятна логика бездействия городских и районных властей: деньги развешаны на всех стенах, а они жалуются на их отсутствие. Или у нас в городе отменены административные штрафы за порчу коммунальной собственности? Это – во-первых.  А во-вторых, устройте нормальные информационные стенды и получайте деньги за размещение там цивилизованной рекламы, как это сделано в других городах. Не можете сами, доверьте коммерческим структурам или тем же ЖЭКам, которым вы не даете денег, зато требуете чистоты стен. Кто вам эту чистоту обеспечит? Дворник, с зарплатой в 400 гривен?
Таким образом, изучение рынка недвижимости продолжается, и думаю, новые открытия -  не за горами. Буду держать вас в курсе. А на очередном занятии «Школы украинского миллионера» в субботу, 24 марта (Областная библиотека на Савченко, 10 с 12.00 до 14.00) мы вернемся к вопросу о страховании жизни. Кого страховые агенты уже замучили и кого еще не достали, все приходите. Узнаете всю правду.

Архив: 23.03.2007.




Комментариев нет: