среда, 21 сентября 2016 г.

СОВЕТЧИКИ И АНТИСОВЕТЧИКИ.


Так уж повелось, что с самого детства нас приучили искать ответы на любые, возникающие у нас вопросы, у авторитетов. Сначала, такими авторитетами для нас были родители, потом – старшие уличные друзья, потом – школьные учителя, потом – книги, потом газеты, потом – выпуски новостей, потом… конца и края нет этим «потом».

Старшему поколению, например, трудно было пройти мимо ленинских «Задач союзов молодежи», которых было издано более 25 миллионов экземпляров: "Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество". Ну, и обогащали. А современники (дети Интернета) взяли на вооружение тезис
С. Джонсона: «Знание бывает двух видов. Мы либо знаем предмет сами, либо знаем, где можно найти о нём сведения». В первом случае, думать было некогда; во втором, - незачем.
Если же кому-то из нас везло (действительно, везло), и на свой вопрос он слышал: «Подумай сам», то это вызывало (и вызывает) бурю негодования, обид и претензий. «Вот ведь какой тип, - думали мы, - сам знает, а нам не говорит. Да он нас не любит (не уважает, ненавидит, унижает) и вообще, издевается.
За какую-то сотню лет, ген самостоятельного мышления окончательно атрофировался и стал 91-м рудиментом человека после копчика, зуба мудрости, аппендикса и прочих.
Переход от эры индустриализации к информационной эпохе, только «подлил масла в огонь». Теперь, любое обсуждение, любой анализ мы сводим к цитированию неких авторитетов. Как видите, и я не избежал этого соблазна; не успел начать статью, а в ней уже – две цитаты. И кого же мы цитируем? Ладно, если это Библия, Веды или, на худой конец, - китайский мудрец (действительно, мудрец) Лао-Цзы. А кто такой, к примеру, английский писатель XVIII века Самюэль Джонсон? Просто наблюдательный человек, сумевший свои наблюдения изложить в кратной, афористичной форме. В том, что у него была голова на плечах, сомневаться не приходится. А у нас, что, вместо головы – кочан капусты? Мы то чем хуже?
Цитировать чужие афоризмы, - еще полбеды (точное слово и кошке приятно); а вот зачем мы ищем чужие советы? Да еще, и чьи советы?

СОВЕТЧИКИ.

Их можно условно разделить на несколько групп:
- родственники и друзья:
- люди, достигшие определенного положения в обществе;
- те, кто называют себя экспертами;
- профессионалы, берущие за свои советы деньги;
- журналисты;
- продавцы;
- просто известные и популярные личности.
Окинем их команду незашоренным взглядом.
Наши близкие (если они и, правда, близкие не только потому, что рядом), безусловно, желают нам блага. В своем понимании. Их понимание, – это их понимание; которое для нас - темный лес, ведь специалистами они, скорее всего, не являются. Кроме того, у них всегда есть амбиции Пигмалиона, желающего созерцать творение собственных рук. Если прекрасной Галатеи из очередного куска мрамора не получится, они с упоением возьмутся за новый «человеческий материал».
Общественным авторитетам по их статусу положено изрекать нечто мудрое. Признаться в том, что статус возник из какого-то стечения обстоятельств, никак нельзя. Советы же «молодым и неразумным» за них пишут помощники.
Эксперты, это специалисты по объяснениям. Сначала они убедительно расскажут, что должно произойти, а потом не менее убедительно обоснуют, почему этого не случилось. Возможно, они искренне стараются изучать закономерности и статистические данные, чтобы выработать на их основе линию поведения, но мир настолько разнообразен и непредсказуем, что вся их деятельность сводится к обыкновенной рулетке. Если вероятность того, что завтра будет дождь равна 50% (или будет, или не будет), то в половине случаев любой эксперт всегда окажется прав. Сегодня интересно читать такие заявления: этот человек еще в 2004 году предсказал кризис. Ну, и что, из тысяч разных предсказаний, должны же сбываться хоть некоторые?
Профессионалы снабжают свои советы некоторым количеством оговорок, на которые потом всегда можно сослаться. Будет так, если ничего не помешает, - говорят они. А помешать может многое. Поэтому, произойти может что угодно и когда угодно. Риск есть всегда, а то, что он большой или маленький, ничего не решает.
Журналисты обычно пересказывают советы профессионалов. Обычная практика, - разослать вопросы нескольким специалистам, а потом из их ответов скомпоновать статью. Те мнения, которые соответствуют точке зрения редактора или заказчика остаются, а другие могут и не учитываться.
Продавцы чего-либо (товара или идеи, неважно), бывают особенно красноречивыми. Они продвинуты в области применения различных манипулятивных психологических приемов. Их советы надо разделить на четыре, а лучше, - отнять от единицы.
Известные личности сами могут быть ни при чем; в этом случае, за плату их используют продавцы. Но у них бывает и «звездная болезнь». Что это такое, подсказывает А. С. Пушкин в притче «Сапожник»:
 Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь не-слишком ли нага?»...
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не выше сапога!»

ДВЕ БЕДЫ.

Первая беда, это то, что советчикам никакого дела нет до нашего благополучия; и это – вполне естественно.
Вторая беда – в том, что обычно те, кто активно раздает советы, никакого права на это не имеют. Причем, последние делятся на две категории:
- те, кто думают, что они знают;
- те, кто знают, что они не знают, но врут сознательно, потому что зарабатывают на этом.
Избежать этих бед можно, отказавшись от ненужных советов. Легко ли это сделать? Учитывая вышесказанное, - очень нелегко. Но деваться некуда. Информация, сложенная с образованием и помноженная на размышления сделают свое дело.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И КЛУБЫ.

Помните мыслящий океан в «Солярисе»? А что такое муравейник или пчелиная семья представляете? Это – надорганизмы, объединения многих особей в сообщество и переход этого сообщества в новое качество.
Клуб до такого сообщества явно не дотягивает, а вот социальные сети в Интернете, - другое дело.
Я не стану пересказывать вам содержание статьи Дмитрия Черникова в журнале «Секрет фирмы» (вы ее найдете здесь: http://uainvestor.ucoz.ru/publ), которая называется «Спекулянты в Контакте», и в которой обозначены совершенно новые взгляды на совместное инвестирование. Речь в статье идет о биржевой торговле, но изложенные принципы, на мой взгляд, можно применить к любому инвестированию, да и не только к инвестированию. Новые подходы меняют модель инвестирования.


ПУТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
СТАРАЯ МОДЕЛЬ
НОВАЯ МОДЕЛЬ
Мотив инвестирования
Сохранить накопления от инфляции
Преумножить, заработать, сделать больше, чем было
Источник информации
Новостные сайты, аналитические обзоры, СМИ
Социальные сети, Клубы инвесторов
Советчики
Аналитики, именитые инвесторы
Рядовые инвесторы
Инструменты
Брокеры, биржи, ИСИ
Социальные сервисы, клубные встречи
Стратегия
Консервативная
Агрессивная
Место инвестиций в структуре личного капитала
Малоликвидный, постоянно пополняемый актив
Кошелек: быстрые доходы, быстрые расходы
Выбор стратегии инвестирования
Одно из пакетных предложений финансовых компаний
Неограниченный выбор из индивидуальных стратегий рядовых инвесторов
Горизонт инвестирования
Долгосрочные вложения
Краткосрочные спекулятивные вложения
Место торговой площадки в повседневной жизни
Периферийное. Внимание уделяется лишь изредка
Постоянный контакт с членами сообщества
Оплата услуг
Разовая, за каждую сделку
Абонентская плата за период

КЛУБЫ.

В Украине подобных социальных сетей пока нет, да мы к ним и не готовы. Наш промежуточный вариант, это – клубы; не случайно их становится больше. Те, кто за повседневной суетой не находит времени для их посещения, незаметно выпадает из ритма жизни; участники находят и используют новые возможности, идеи, контакты.
Общая инвестиционная идея и клуба и социальной сети одинакова: есть много инвесторов со своим индивидуальными стратегиями, и вы можете следовать за любой из, внушающих вам доверие. Или вы можете предложить сообществу свой вариант. Если он окажется удачным, за ним обязательно кто-то последует. Просто социальные сети упрощают и ускоряют сам процесс этого следования.
Клуб не продает и не покупает, клуб не дает советы и не навязывает одну точку зрения; клуб, это – копилка опыта и площадка для обмена мнениями, клуб, это - место встреч и знакомств. А еще, это – источник нейтральной информации; без искажений, недомолвок и передергивания.
Я участвую в трех клубах; еще в одном преподаю, но хотел бы видеть еще несколько, ведь в каждом есть что-то интересное.
В «Винном клубе» – новые поступления крымских вин из «Солнечной долины».
«Клуб инвесторов» готовится к серии инвестиционных семинаров от киевских КУА.
«Ореховый клуб» приглашает вторую партию желающих получить в собственность 2 Га земли для создания корпоративного орехового сада. Документы для первой партии скоро будут готовы.
«Женский клуб» объявляет о благотворительной акции, - бесплатной воскресной школе английского языка для детей-школьников.
Вход во все клубы открыт.
А в каких клубах по интересам участвуете вы?


Архив: 10.09.2009.

Комментариев нет: