вторник, 28 января 2014 г.

На зеркало неча пенять, коли рожа крива.



Седьмое заседание клуба мне пришлось покинуть досрочно  из-за приглашения в студию местного телеканала. Но разговор продолжался и после моего ухода. Обсуждался вопрос о решающей (по мнению меньшей части участников) роли письменного плана для достижения успеха. Большая часть участников, успеха хотела, но составлять план в письменном виде отказывалась. В результате дискуссии, вопрос остался открытым.

В телестудии, мы обсуждали проблему коллекторов, которые занимаются возвратом долгов. Занимаются, как умеют, занимаются, как позволяют их нравственные установки, украинские законы и сами должники. Говорить об этом можно долго. Особенно долго, если перевести разговор в привычную плоскость: «Кто виноват и кто виноватее в том, что с нами происходит». На этот раз мы тоже легко нашли виновных, заклеймили их, как водится в таких случаях, похвалили друг друга за понимание и разошлись удовлетворенные собой, студией, собеседниками и самим разговором.

В процессе обсуждения я подумал о том, насколько не единична данная проблема в нашей жизни и насколько в каждой из подобных проблем отражается наше внутреннее состояние, которое и является в конечном итоге, их причиной. Можно представить себе человека, окруженного со всех сторон зеркалами, в каждом из которых отражается отдельная часть его сущности (как видимой внешней, так и невидимой внутренней). Потом можно представить, как все зеркала сливаются в одно большое зеркало окружающего человека мира, а все отдельные отражения переплетаются и растворяются в нем. После этого можно представить, как окружающие миры отдельных людей объединяются в единый мир, придуманный, как поется, не нами. 

Нами, нами, не надо себя обманывать; если Создатель что-то и создал до нас, то – лишь зеркала, в которых ничего не отражалось до тех пор, пока в них кто-то не заглянул. Сначала это был просто свет, энергия, но постепенно дело дошло до материи, потом – до живой материи, а потом, через много миллионов лет, в этом волшебном зеркале наконец-то всплыло чудное человеческое обличье. 

Стоит ли пенять на зеркало, коли рожа крива? – задали сами себе риторический вопрос наши прадеды. Не долго думая, сами же и ответили: не стоит, - неча. Ответили и ушли заниматься делом: растить хлеб и детей, строить жилье и дороги, творить сказы и песни, облагораживать себя и окружающий мир.

Они ушли, а мы остались, не выдержав многочисленных искушений. Не надо совершенствоваться, - сказал золотой телец, - поклонитесь мне и я дам вам  деньги на покупку кривого зеркала, в котором отразится то, что пожелаете. Не надо совершенствоваться, - сказала магия, - поклонитесь мне и я построю целое королевство кривых зеркал, в которых будут отражаться только ваши желания. Ваши души слабы и несовершенны, - сказал дьявол, - отдайте их мне, и я заставлю служить вам и золотого тельца, и магию; все соблазны, все удовольствия мира будут у ваших ног.

Заманчиво, - сказали мы, - но как-то боязно. А можно, мы будем кланяться так, чтобы никто не видел, а душу отдадим не сразу, а постепенно, по капельке? Можно, - засмеялись искусители, - главное, поставьте себе цель и изложите на бумаге подробный план. Подписывать кровью не обязательно, рукописи не горят. Так с тех пор и живем, продавая душу не оптом, а в розницу. А самое смешное, - было бы за что.

В моем детстве тоже были потребительские кредиты, - обычно, на покупку бытовой техники. Назывались эти кредиты рассрочкой, имели совершенно небольшие проценты и выдавались государственным банком всем на равных условиях при предъявлении справки с места работы. В банк при этом никто не ходил и специальных договоров не заключал; бумагу о рассрочке платежей выписывал сам продавец. Считалось (да, так и было), что любой работающий человек (а безработных в те времена практически не было), в течение одного-двух лет, способен вернуть подобный кредит.

Частные банки устроили конкуренцию, начав выдавать кредиты без должной проверки заемщиков. Риски невозврата компенсировались повышенным процентом. Повышенный процент продавливался с помощью безответственной, но психологически просчитанной рекламы. Началось это давно, но продолжается и сейчас. Несмотря на большое количество невозвратов. Для борьбы с ними придумали, вернее, скопировали на Западе, другой прием: стали создавать специальные подразделения для работы с должниками. Поскольку это не слишком чистое дело банки не красило, начали выводить эти подразделения за их пределы и регистрировать, как отдельные предприятия. Со временем, самые успешные из них предложили свои услуги другим банкам и другим компаниям, которые тоже имели должников. И пошло, покатилось, поехало.

В методах работы особо не стеснялись, о соблюдении приличий не волновались, законов не придерживались. Были и ошибки, было и мошенничество, был и беспредел. Возмущенные этим, мы ищем, кто виноват.

 Недобросовестные заемщики, не заплатившие свои долги вовремя, виновны? Безусловно, но многих из них ввела в заблуждение  недобросовестная реклама. Банки, использующие обманывающую рекламу, виновны? Конечно, но они работают в условиях капиталистического рынка и поступать иначе просто не могут. Коллекторы, выбивающие долги всеми возможными способами виновны? Однозначно, но в противном случае, они ничего не заработают и не смогут прокормить свои семьи. Государство, которое не смогло урегулировать и проконтролировать эти вопросы, виновно? Несомненно, но олигархическое государство слабое и защищает не бедных, а богатых.

На самом деле, никто в отдельности не виноват, поскольку все поставлены в условия борьбы всех против всех. Эти условия нельзя отрегулировать и сделать справедливыми, потому что, как говорится в американских фильмах, «Это – капитализм, детка». А капитализм и справедливость – понятия не совместимые. 

Примерно так же не могут быть справедливыми отношения волка и ягненка из известно басни Ивана Андреевича Крылова; кто-то из них непременно должен умереть. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать, - говорит волк, от этой сермяжной правды жизни никуда не деться.

Впрочем, люди не волки и не овцы; они могут сами устанавливать правила взаимоотношений в своем обществе, что, собственно, и делают. Вариантов у нас несколько, но что же мы выбираем в конечном итоге? Ученые создали на этот счет некоторые цифровые модели, где по количеству баллов можно судить об их устойчивости.

1.     Все могут быть волками (-25 баллов выживания).
2.     Все могут быть овцами (+15 балов выживания).
3.     Соотношение волков и овец 7:5 (+6,25 баллов выживания).
4.     Соотношение волков и овец 1:5 (+16,7 баллов выживания).

Первый вариант явно невыгодный, но все еще живуч. Второй вариант почти идеален. Есть мнение, что он использовался в мифическом эдемском саду. Однако, стабильность, покой, удовлетворение там были, а развития не было. Потому что развитие для нас – в совершенствовании и достижении целей, а какие цели в раю? И тогда в саду появился Змей-искуситель с яблоком, а человек получил право выбора, уравновешенное ответственностью за принимаемые решения. 

Теперь он может построить общество, основанное на способности человека к любви, а может создать другое общество, основанное на его же способности к насилию. Пока человечество преуспело лишь во втором варианте. Единственная попытка построения справедливого общества оказалась неудачной, хотя и достаточно долговременной.

В третьем варианте волков слишком много (дикий капитализм), и выживаемость общества не высока.

В четвертом варианте, с ростом монополизации и глобализации, волков становится меньше, но общество скатывается к устойчивой диктатуре.

Поскольку, преодолеть стремление человека быть лучше других, не получается, выход может быть в том, чтобы желание быть успешнее в получении, заменить желанием быть успешнее в отдаче. На первый взгляд, это несложно: достаточно разжечь в своей душе любовь. Пока же, на почве зависимости от денег, она, как сказано в библейском пророчестве, охладела.

Что с этим делать, поговорим в четверг на К. Маркса 18, 3-й этаж, 15.00.

Источник: Зазеркалье

Комментариев нет: