Одна из
популярных тем на городском форуме – дисконтные карточки. Как оказалось, у
каждого потребителя (а потребители мы все) такие есть и не одна. На сегодня, в
общем списке – более 100 заведений (магазины, рестораны, салоны и проч.). Список
составили, а что дальше?
А
дальше – тупик. По идее, такие карточки можно друг у друга одалживать и
покупать товары и услуги дешевле. Но за организацию системы обмена никто не
взялся, - среди форумчан не оказалось (пока) бизнесмена, способного превратить
эту идею в источник денег. Поскольку деньги – это тема нашей рубрики, попробуем
провести маленький анализ.
ПРОБЛЕМА
ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ?
Кстати,
в предыдущем абзаце я сказал «тупик». Тупик – это проблема. Проблема – это
возможность. Возможность – это источник денег. Такая цепочка обычно в жизни и
бывает. Но не всегда; чаще тупиком все и заканчивается. В 1950 году, однако, из
«тупика», подобного нашему, родилась
первая в мире универсальная кредитная карточка Diners Clab – Клуб
обедающих. История сия – весьма интересна и поучительна; я могу рассказать ее
на семинаре, если спросите, а газетную площадь занимать не буду. Если и мы
научимся каждую проблему рассматривать как возможность, то тоже сможем много
чего «родить»: и новые технологии, и новые открытия, и новые бизнесы, и новые
источники тех самых денег, которых якобы не хватает на всех.
Зачем
продавцы заводят дисконтные карточки?
1. Поощрить покупателя.
2. Мотивировать покупателя на следующие покупки.
3. Не дать забыть о себе.
4. Вызвать у покупателя чувство, что он - особенный.
5. И так далее.
Все эти пункты,
сколько бы мы их не написали, сводятся к одному: ЗАСТАВИТЬ БОЛЬШЕ ПОКУПАТЬ
ИМЕННО У ЭТОГО ПРОДАВЦА.
Дисконтные системы
играют против обычного разового покупателя, ведь потенциальные скидки учтены в
цене товара и, по сути, их оплачивает массовка. Что ж, в эту игру можно
включиться. Только – не путем увеличения
покупок, а - путем объединения потребителей в группы.
НОВАЯ ИГРА.
Попытки создания как
городских, так и всеукраинских дисконтных систем я видел несколько раз; они не
были успешными. Главная причина, как мне кажется, заключалась в том, что
продавцы не верили в рост своей клиентской базы и поэтому не предоставляли
серьезных скидок. То есть, такую же скидку можно было получить, и не участвуя в
дисконтной системе. Естественно, и покупатели не видели смысла в приобретении
такой, ничего не значащей карточки.
Немного дальше пошли
некоторые сетевые компании. Это раньше сетевики занимались продажей
определенных товаров; их учили быть целеустремленными и настойчивыми и эта,
часто чрезмерная настойчивость, вызвала резкое неприятие такого вида продаж у
значительной части населения. Наверное, вам приходилось видеть предостерегающие
надписи на дверях многих офисов: «Торговым агентам вход воспрещен», «Для
торговых агентов – вход 50 гривен», и даже «Здесь торговых агентов
отстреливают». Сетевые компании нового типа строят свою работу по-другому. Если
их товар действительно хорош и эксклюзивен, а часто это – именно так,
потенциальным покупателям предлагают этим товаром просто пользоваться и при
желании лишь рекомендовать его своим знакомым. Если знакомый покупает что-то
для себя, то рекомендовавший его получает некоторое денежное вознаграждение;
если не покупает, это – его дело, и никаких приставаний больше не происходит.
Так складывается клуб покупателей, которые даже не знают друг о друге; а весь
учет и распределение комиссионных берет на себя сама компания. Это напоминает
дисконтную систему, в которой дисконт (скидка) зависит не только от личных
покупок, но – и от покупок всей группы как лично приглашенных, так и
приглашенных приглашенными. Кто в системе не участвует, вынужден платить больше
или искать подобный товар в других местах.
Представляется совершенно логичным быть участником многих таких групп,
особенно, если для регистрации не нужно платить вступительный взнос или делать
обязательную покупку на определенную сумму. Чаще всего регистрация – все-таки
платная, хотя плата – чисто символическая: это стоимость каталогов и рекламной
продукции.
Понятно, что
участники таких групп бывают активными и пассивными: пассивные ограничиваются
личным потреблением и эпизодическими рекомендациями своему ближайшему
окружению; а активные строят свою личную сеть, как источник дополнительного
дохода и занимаются рекомендациями профессионально. Для этого они проходят серию
обучающих семинаров (часто – довольно качественных) как по продукции, так и по
методам продаж. Многие приобретают полезные навыки общения, которые оказываются
не лишними и в традиционном бизнесе.
Получение
дополнительного дохода – важная часть успешного инвестирования, ведь
большинство людей считает, что им нечего инвестировать, денег и так не хватает.
«Не хватает, так заработайте», - говорят сетевые компании, - «вернее, не
заработайте, а получите; получите в награду за свою доброту». При этом активно,
хотя и несколько поверхностно, используются идее тех же Кийосаки и Шефера.
Как пример, могу еще
раз напомнить об одном из НПФ (негосударственном пенсионном фонде), о котором
уже рассказывал. Люди становятся его участниками не из-за желания заработать, а
для обеспечения собственной пенсии, и рекомендуют его своим знакомым просто из
добрых побуждений. Но если эти добрые побуждения еще и оплачиваются, стоит ли
от них отказываться? Думаю, - не стоит. Человек по своей природе склонен совершать
добрые поступки, и по той же самой природе, он настроен на ответную
благодарность, которая, к сожалению, бывает не всегда. Отсюда – популярная
идеология старухи Шапокляк из известного мультика: «Кто людям помогает, тот
тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя». «Не делай людям добра,
- не получишь зла», - приходилось слышать эту фразу? «Мы любим людей за то
добро, которое для них совершили и ненавидим за то зло, которое им причинили»,
– не помню, кто сказал. Сетевые компании, уловив этот момент, предлагают свою
благодарность благодетелю и в большинстве случаев не ошибаются.
СОВЕТЫ ПОКУПАТЕЛЮ.
А как же быть с
обычными, линейными компаниями, ведь далеко не все товары и услуги можно купить
у сетевых?
Во-первых,
торгуйтесь; грамотный продавец лучше потеряет 10-15% прибыли, чем – покупателя,
которыми торговля не избалована и уже никогда не будет. Тем более, что в цене
товара скидка уже предусмотрена.
Во-вторых, не
«ведитесь» на скидки и их накопление. Когда-то, в одной из своих статей я
приводил 50 способов сэкономить 50 гривен в неделю; и среди них был такой:
«Если вы не купили бы данный товар без скидки, не покупайте его и со скидкой;
зачастую, скидка – лишь способ психологической манипуляции с вашим подсознанием».
На этой манипуляции выстроены целые торговые теории, а рекламные статьи,
обучающие «разумно» использовать распродажи – их часть.
В-третьих, обратите
пристальное внимание на торговлю через Интернет. В интернет-магазинах цены, по
определению, - ниже; ведь там нет расходов на выставочные залы, продавцов,
складские помещения и многое другое. К тому же, они экономят еще и ваше время,
которое, как вы помните, - деньги.
В-четвертых, начинают
появляться торговые брокеры, которые легко переводят любой линейный бизнес в
сетевой, используя при этом передовые компьютерные технологии, и в первую
очередь, - возможности Интернет. Как это происходит? Брокер, как оптовый покупатель, получает от
продавца (а чаще, – от производителя) максимальную скидку, а затем распределяет
ее по сети в соответствии придуманным им самим маркетинговым планом. В
принципе, это – хорошо знакомая нам сетевая дистрибьюторская компания. Но если раньше она продавала, по большей
части, косметику и пищевые добавки, то теперь в ее «арсенале» может быть что
угодно: автомобили, недвижимость, бытовая техника, кредиты, инвестиции,
компьютерные программы, книги, путевки и т. д. .
«ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН»?
Лично меня, особенно интересуют финансовые
услуги. Идея «Клуба инвесторов» и заключалась в том, чтобы получать
объединенную скидку от продавцов финансовых услуг. Пока не все из них
восприняли нас, как серьезных покупателей, следовательно, нам надо или
наращивать свои ряды в Днепропетровске, или объединяться с подобными клубами из
других городов. Это я и пытаюсь сейчас делать. Еще в прошлом году в одном из
номеров «Горожанина», в статье «Город Солнца»
я писал о своей мечте – трехэтажном «Центре финансового здоровья», где в
одном месте, любой человек мог бы получить любые финансовые консультации, пройти
необходимое обучение, купить любую финансовую услугу и сделать любую инвестицию. Теперь моя мечта обретает новые контуры: это
может быть не трех, а хоть и десятиэтажное здание, но в Интернете. Зачем
куда-то ходить? Можно все это получить, не выходя из дома, используя уже
известные компьютерные технологии. Очень скоро вы узнаете больше о таких возможностях, которые уже есть
и которые развиваются невиданными ранее темпами. Каждый из нас сможет не только
использовать эти возможности для своих нужд, но и получать плату за их
использование. Как писал в своих книгах Роберт Кийосаки, на смену
индустриальному веку приходит эпоха информационная. Но слова Кийосаки, это –
еще «цветочки». Теоретическая физика предлагает нам совершенно новую картину
мира, где прогресс осуществляется путем изменения соотношения информации и
энергии. «Для живых систем характерна высокая удельная информативность и малые
удельные энергии», - пишет автор Теории физического вакуума академик Г. И.
Шипов. «Можно предположить, что живые системы,
обладающие очень высокой удельной информативностью и ничтожно малой удельной
энергией, могут переходить в тонкоматериальную (или духовную) область жизни,
при которой грубая материальная оболочка – человеческое тело отсутствует». Теория
– чрезвычайно интересная, но – не для этой статьи. Какой практический вывод
можно из нее извлечь? Например, тот, что в основе финансового процветания и
благополучия лежит не работа и не начальный капитал, как принято считать
многими, а ИДЕЯ, которая является олицетворением взаимодействия энергии и
информации. Когда заканчиваются идеи, заканчивается и бизнес. Помните, что
сказал Остап Бендер, когда потратил последние 34 рубля на букет роз для Зоси
Синицкой? – «Это все равно не деньги. Нужна идея».
ГДЕ ИДЕЯ «ЗАРЫТА»?
Кажется, такая идея
уже есть, и название ей – Клуб покупателей. Однако, это – не дисконтный клуб;
дисконтные карточки, стимулируя покупки со скидками, делают продавцов богаче, а
покупателей беднее. Клуб покупателей парадоксальным образом делает богаче и производителей
товаров или услуг, и их покупателей. В том случае, если первый производит
качественный товар, а последний рекомендует этот товар другим. Будете ли вы
рекомендовать своим знакомым плохой товар? Конечно, нет. Такой товар самым
естественным образом будет вышвырнут клубом на обочину рынка, а его место
займет более качественный аналог. Будете ли вы сами покупать негодный товар,
даже если за это вам пообещают неплохие комиссионные? Тоже нет. Такое могло бы
случиться в сетевой компании одного продукта. А если аналогичных продуктов
несколько? На рынке останется тот, который лучше.
Вернемся еще раз к
НПФ. Закон Украины дает право каждому участнику перевести свои пенсионные
накопления в тот фонд, который ему больше нравится; и делать это сколько угодно
раз. Скажите, при таком подходе, останется ли на рынке хоть один, плохо
работающий НПФ? Может и останется, только денег в нем не будет; все деньги
уйдут к более успешным и более профессиональным конкурентам. Так и в своем
клубе сами покупатели оставят на рынке не тех, кто сделал лучшую рекламу, а
тех, чья продукция лучше.
С Юрием Плахотнюком,
молодым парнем из Хмельника Винницкой области, который с удивительной энергией
воплощает проект клуба покупателей в жизнь, я знаком недавно, но уже хочу
познакомить с ним и вас. Вы знаете, он не зарабатывает деньги, он их
придумывает. Обещает научить и нас. Юра не сможет к нам приехать в субботу,
потому что по выходным проводит семинары по всей Украине, но в понедельник, 1
октября, в 18.00 мы встретимся с ним на
нашем старом месте в областной библиотеке на Савченко,10. Уверен, вы не
пожалеете.
Субботний семинар это
не отменяет и все остальные – тоже.
Архив: 27.09.2007.
Комментариев нет:
Отправить комментарий