понедельник, 11 июля 2016 г.

БОГАТСТВО СТРАНЫ.


Богатая страна – богатые граждане. Или наоборот? Богатые граждане – богатая страна. Каждый из нас делает свой выбор. И от этого выбора зависит, если не все, то многое.


Богатство страны, это – ее земли-воды-леса-горы? Заводы? Недра? Наука? Золотой запас? Валютные резервы? Да, именно так. Но главное, это все-таки – люди.

АКТИВ И ПАССИВ.

Если признать, что люди – лишь винтики в большой государственной машине, то каждый отдельный человек вынужден занимать крайне невыгодную позицию просителя необходимых ему благ. От права на работу до права на жизнь. Впрочем, это - на мой взгляд, позиция просителя - невыгодна; многих она и сейчас вполне устраивает, а многие ностальгируют по советским временам, когда вообще все делалось «по просьбам трудящихся». Государство просителей любит; им можно дать мало, а можно не дать вовсе; если не дать сегодня, они подождут до завтра; если просят слишком тихо, можно не услышать, а если – слишком громко, можно отодвинуть в конец очереди, откуда не докричишься. Просители тоже любят государство, потому что любить им больше некого, потому что никому больше они не нужны. Вот и представьте теперь, что молитвами (а точнее, – потом и кровью) многочисленных просителей, страна стала богатой. И что? Она даст просителям больше? А зачем? Вдруг они возомнят себе, что добыли все это  сами и перестанут просить? Человеком, который не просит, которому ничего не надо, руководить сложно; такой и послать может куда подальше и сам уйти не побоится. Вот и вывод: у богатой страны не может быть богатых граждан, а могут быть только более или менее богатые чиновники, стоящие ближе или дальше от кормушки. Формула «богатые чиновники – богатая страна» в моей голове не укладывается.  Это – как известный «странный предмет» у Винни-Пуха: «мед, если есть, то его сразу нет».
И тут «пересічному громадянину” впору вспомнить несколько строк из гимна всех трудящихся: «Никто не даст нам… ни царь, ни бог и ни герой. Добьемся мы… своею собственной рукой». Звучит хоть и двусмысленно, но правдиво.
Итак, берем курс на собственное богатство, а там, глядишь, и страна подтянется. Или мы ее подтянем своими налогами; чай, - не чужие. А что, сытый (читай – богатый) человек – добрый человек. Не верите? А посмотрите на почтальона Печкина из Простоквашино: до и после велосипеда – две совершенно разные личности.

БОГАТЫЕ И БОГАТЫЕ.

Я, как и Остап Бендер знал, что богачи в Украине водятся. Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много. И только когда я стал вести семинары и финансовые консультации, я увидел, насколько действительно, много таких людей. Прошлый номер «Горожанина» это подтверждает: «Социологический опрос Киевского института проблем управления выяснил, что 63,8% наших сограждан сказали, что оценивают состояние своей семьи как обеспеченное».
Во времена социализма было смешно наблюдать полные холодильники у своих знакомых, которые привычно сетовали на отсутствие, как денег, так и продуктов.
А сейчас мне порой просто странно и удивительно слушать людей, по их словам, бедствующих, а по моим понятиям, – не просто обеспеченных, а вполне богатых. И это уже не смешно, а печально, если не сказать, страшно.
Да, наша бывшая страна, Советский Союз, однажды многих из нас ограбила, забрав все банковские сбережения. Но потом наша новая Родина Украина дважды компенсировала все прошлые потери: первый раз, - проведя сертификатную приватизацию промышленных предприятий, второй раз, - разрешив бесплатную приватизацию жилья. Ну, кто виноват, что с этими подарками мы так плохо обошлись? Часть из нас обменяла приватизационные сертификаты на совсем маленькие деньги. «Мы никому не верим, - шумела эта часть, - лучше бутылка водки сегодня, чем призрачные дивиденды завтра». Свою бутылку они получили, а их возможностями воспользовались другие. Вторая часть поверила крикливой рекламе и отдала свои сертификаты в различные фонды, трасты и инвестиционные компании с красивыми названиями, в надежде на добрых дядь, которые все решат за них. Дяди с удовольствием порешали свои дела и порешили надежды своих  поверителей. Третьей части достались акции родного предприятия, которые большинство не хотело брать и при первой же возможности продало за копейки. Четвертая часть, сертификаты или вовсе не получила (очереди за ними, видите ли, были слишком большие), или никак не использовала. И только единицы приняли участие в сертификатных аукционах, более или менее удачно приобрели пакеты акций и сохранили их до сих пор. Самые умные или самые на тот момент информированные, скупили чужие приватизационные сертификаты и заработали на их многократной перепродаже или – на перепродаже выменянных на них акций. В конечном итоге выиграл тот, кто стал последним покупателем и, соответственно, – владельцем самых крупных пакетов акций. Кто это? Тот самый «Мистер-Твистер, бывший министер, - владелец заводов, шахт, пароходов». Это – наши нынешние капиталисты. Проклинать их, называть ворами и раскулачивать? Нет смысла. Если бы не они, то – другие; «свято место пусто не бывает». Американские ученые проводили компьютерное моделирование ситуации, когда все деньги мира были бы поровну поделены между всеми жителями Земли.  Расчеты с большой долей достоверности показали, что через несколько лет все возвратилось бы «на круги своя»; деньги опять оказались бы у их нынешних владельцев.
Так что, виновато государство в такой «несправедливой» приватизации? Нет, виноваты мы сами в том, что были инертны, нелюбопытны, пассивны и неграмотны. У нас в руках была жар-птица, а мы выдернули у нее перья и кинули в курятник; в наши сети попалась золотая рыбка, а мы подумали, что это – красноперка… .
Но это еще – полбеды; история повторяется, сегодня тоже есть немало новых возможностей, мимо которых мы проходим по незнанию. Приобрести финансовую грамотность никогда не рано и не поздно; на наших семинарах встречаются люди от 19 до 70 лет; дело вовсе не в возрасте. Так что нечего пенять ни на государство, ни на зеркало.
Потом началась приватизация жилья, и мы долго считали, как лучше: взять собственность в свои руки или оставить ее вместе с заботами о коммуналке родной стране. Владеть было страшно, ведь владение предполагает ответственность, а брать ее на себя, мы не любим. До сих пор масса жилья остается в коммунальной собственности, и большинство граждан до сих пор не понимают, какое богатство находится в их руках.
Думаете, я сужу об этих процессах свысока? Вовсе нет. Деньги в советском Сбербанке я потерял, приватизационный сертификат получил, но не использовал. Не боюсь признаться в своей глупости, потому, что больше ее не повторю. Не боюсь, потому что она уже закончилась, потому что теперь я постоянно занимаюсь своим финансовым образованием, и помогаете мне в этом вы, мои читатели. Обучая других, я обучаюсь сам, и призываю вас делать то же самое.  Для этого есть наш Клуб инвесторов и форум invest-club.com.ua, где преподавателем может быть каждый.
Я не думаю, что вы поверите в свое богатство, пока вам не разложить его по полочкам; давайте этим и займемся.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ.

Рынок ценных бумаг в нашей стране контролирует ГКЦБФР (Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку); она то и знает, куда ведут следы вашего приватизационного сертификата. Днепропетровское территориальное управление Комиссии находится по адресу набережная Ленина, 29 (вход со стороны набережной), 5-й этаж, комната 503. У сотрудников Комиссии много дел, поэтому не надо досаждать им своими постоянными хождениями; приемные дни – это вторник и четверг с 10.00 до 16.00. Напишите заявление с просьбой выяснить судьбу своего приватизационного сертификата и приложите к нему копию той бумаги, что получили взамен. По Днепропетровской области ответ получите быстро, по Украине – чуть позже, но все равно получите. Возможно, что той инвестиционной компании, которая в свое время обещала вам золотые горы, уже и нет. В этом случае, считайте, что получили хороший и не бесплатный урок. А может быть все хорошо, и ваш сертификат превратился в кучу денег. Если он попал в фонд «Достаток», например, то его активы после реорганизации 2003 года выросли на 1700%. Акции предприятий за это время тоже могли, как вырасти на сотни и тысячи процентов, так и пропасть вовсе; на каком свете находится ваше предприятие, вам тоже ответят в Комиссии. Таков он, фондовый рынок, - чудесный и непредсказуемый. Имейте в виду, все ценные бумаги – именные; поэтому, если они достались вам по наследству, в это наследство еще надо вступить. Порядок вступления в наследство вам расскажет государственный нотариус, а местонахождение того регистратора или хранителя, который ведет учет ваших акций и может провести процедуру смены собственника, узнаете в той же комиссии.
Тот, кто сумел до сих пор сохранить свой пакет акций, возможно, обладает определенным капиталом, который не приносит пока никаких доходов. Так уж повелось, что всю прибыль крупные акционеры направляют на дальнейшее развитие производства, а выплачивать дивиденды не торопятся. Ничего не поделаешь, это – их право. Но продать свои акции вы можете.  Например, для того, чтобы купить на вырученные деньги сертификаты инвестиционных фондов, в которых собраны акции не одного, а нескольких десятков различных предприятий. Таким образом, вы перераспределите риски и снимете зависимость от успехов или неуспехов конкретного завода.

НЕДВИЖИМОСТЬ.

С квартирами - еще круче. Ваше жилье может стоить и сто, и двести тысяч долларов.  Может и больше. На самом деле. Это – огромные деньги. Только вы, кроме сомнительного морального удовлетворения, ничего от этого не имеете, и с трудом выживаете на маленькую пенсию или зарплату. У вас может быть вторая квартира, которую вы придерживаете для детей и даже не сдаете ее в аренду. У вас может быть старинная развалюха в центре города, в которой вы мечтаете сделать ремонт, но из-за нехватки денег, не можете его себе позволить. Но вы все равно хотите жить в Днепропетровске, хотите жить в центре, хотите жить в большой квартире. Дело – ваше, но тогда не жалуйтесь на свою бедность, ибо это напоминает мне с одной стороны гоголевского Плюшкина, а с другой – «Собаку на сене» Лопе де Вега.  Зачем вот это издевательство и над собой, и над всеми окружающими? Ход истории неумолим: рано или поздно во всех престижных местах поселятся богатые люди примерно одного круга, а магазины и офисы займут первые (вторые) этажи всех более или менее центральных улиц. Будет ли от этого польза для вас, вот в чем вопрос.
Польза может быть не одна. Бурный рост цен на жилье приостановился, самое время фиксировать прибыль.
1.  Продать квартиру дорого, а купить дешевле в другом районе или городе. Оставшиеся деньги инвестировать и жить на проценты.
2.  Продать квартиру и вложить деньги в фондовый рынок, который сейчас на подъеме.
3.  Заключить договор пожизненного содержания с инвестором. Регулярно получать от него деньги на жизнь, за счет которых и решать все бытовые проблемы.
4.  Сдать квартиру в аренду дорого, а для себя снять дешево.

Идеальным выглядит вариант №3: и родная квартира остается в пользовании, и безбедная жизнь обеспечена. Но мешает страх потерять все, в том числе и жизнь. Если так, то лучшим становится вариант №1. Опять же, проблема – в толковом и добросовестном посреднике. Но эти проблемы – решаемые. Было бы желание.
Вот, кстати, - по поводу желаний. Наконец-то наш Клуб нашел троих желающих получить бесплатную подписку на «Горожанин». И информацию о них принес вовсе не наш участник, а председатель домового комитета с Коммунара, что косвенно еще раз подтверждает мои слова о зажиточности большинства наших земляков. Год заканчивается и, видимо, больше никому помочь нам не удастся. Что ж, мы рады и этому. С нового года приглашаем всех на информационные встречи, где покажем пару фильмов и коротко расскажем, что делать с деньгами, когда их нет. А потом – на двухдневный семинар, первый из которых в 2008 году состоится 21-22 января или – назад на печку в ожидании своей счастливой щуки. Прошедшие семинар вливаются в Клуб инвесторов, и для них с этого момента начинается совсем другая жизнь. Чего вам всем и желаю.


Архив: 20.12.2007.

Комментариев нет: