вторник, 4 октября 2016 г.

ИЗ ЧЕГО РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА.


Интересная все-таки штука – газета; особенно, такая газета, как «Горожанин».  «Что написано пером, - не вырубишь топором»; все ее страницы не просто складываются в архивную стопку, а превращаются в саму историю; - историю фактов. А с фактами не поспоришь.

ПРИСКАЗКА.

И захотел бы я, к примеру, изменить что-то в своих прошлых статьях, а не смогу; захотел бы отказаться от каких-то слов, а не удастся. Конечно, это налагает определенную ответственность на пишущего, и не позволяет ему разбрасываться словами. Впрочем, я вовсе не собираюсь отказываться от каких-то своих слов; что же касается ответственности, то ее и вовсе нет. Я пишу для взрослых людей и не берусь отвечать за их восприятие моих слов и их действия по этому поводу. Можно на меня за это нападать, но от этих камней и камушков у меня есть железная защита, которая называется искренность. Я пишу то, что думаю, откровенно высказываю свои мысли и взгляды. Их интерпретация отдельными читателями зависит не от меня, а от них самих. Со временем, мои мысли (как и мои читатели) меняются, и это неизбежно. Меня удивляют политики, которые любят утверждать о своей последовательности в каком-то вопросе и незыблемости взглядов на какую-то проблему. Незыблемости быть просто не может, незыблемость, это – смерть. А жизнь, - это непрерывное движение и постоянные перемены. В целом, - к лучшему (это нам еще доктор Лейбниц прописал), а в частностях бывает всякое.
Кто следит за моими материалами, наверное, видит, как меняются и они. Вначале я имел смелость (а то и наглость) раздавать советы, если не Вселенского, как  Шариков, масштаба, то в объеме личных финансов, точно. Не думаю, что они были плохими; скорее, - наивными и однобокими. Потом, когда я, почти  по Сократу, понял, что о мире финансов я знаю только то, что ничего о нем не знаю, я перестал называть себя финансовым доктором и стал больше думать (и писать), чем говорить. Нашу рубрику тоже стоило бы переименовать из «Финансиста» в «Путь украинского инвестора». Так называется  Интернет-рассылка тех же материалов, и это название, на мой взгляд, больше соответствует содержанию. И даже не так; «Путь» уж слишком ассоциируется с китайским «Дао»; а в моей истории нет ничего фундаментального, поэтому это никакой не путь, а просто тропинка.  Я иду по своей тропинке, рассказываю о том, что вижу вокруг, и приглашаю в попутчики всех желающих. Идти за мной след в след не надо, лучше – рядом. «Тропинка днепропетровского инвестора», - так, думаю, и стоит воспринимать мои материалы.
Иногда читатели говорят мне, что полностью их одобряют; иногда говорят, что с чем-то не согласны. Ни то, ни другое мне не нравится. Полное одобрение, - это отсутствие своих собственных мыслей, а соответственно, - и действий. В мире финансов, очень опасно опираться на чужие советы и действовать по чужой указке: вырабатывается плохая привычка, которая рано или поздно приведет к потерям. Никому не надо верить и все, по примеру Декарта, подвергать сомнению. Вот только сомнения надо не таить в себе, а высказывать, обсуждать и, в конечном итоге, развеивать. В противном случае, они легко парализуют любую деятельность вообще. Несогласие тоже лучше высказывать вслух, ведь истина рождается в споре, а вот его то у нас и не получается. Разве что – на заседаниях Клуба инвесторов, а вот возразить мне через газету никто и ни разу не удосужился. Знаю-знаю: «чукча не писатель, а читатель», но все равно жаль.
Вот на этой жалостливой ноте и закончим присказку; сказка будет более радостной.

СКАЗКА ОБ ИСТИНЕ.

Когда после целого года затишья, снова оживился фондовый рынок, и к Днепропетровску снова стали проявлять интерес фондовые компании, я задумался о том, как нам теперь не повторить ошибки двухлетней давности. Ошибки были классическими и простыми, как грабли.
Первое, - это незнание фондового рынка. Мы вложили деньги в то, о чем имели лишь смутное представление.
 Второе, - это жадность. Измученные низкими депозитными ставками, тут мы ошалели от цифр совсем другого порядка. И нам стало не до осторожности. Причем, покупали то, что сулило больше дохода; на больший риск не обращали внимания.
Третье, - это магия прошлых успехов. Все знали, что прошлые успехи не гарантируют будущих доходов, но видели то, что хотели видеть. Если первая «Синергия» (ЗНКИФ КУА «КИНТО») за три года дала 700%, то почему другие должны быть хуже?
Четвертое, - это продавцы. Основная информация шла от них, а в чем был их интерес, понятно. Честно говоря, продавцы не особо и лукавили; практически, они лишь поддакивали возбужденным инвесторам.
Пятое, - это давление. Мы покупали под давлением всеобщего роста. Кто не успел купить сегодня, завтра платил уже дороже. Задумываться было некогда.
Шестое, - это толпа. Когда все вокруг покупают и покупают, оставаться в стороне очень непросто. Мы и не оставались.
Седьмое, - это суммы. Какие там 5-10-20%? Доставали заначки и вкладывали все деньги. Слава Богу, избежали кредитов и залогов квартир.
Восьмое, - это чужие советы. Советов в СМИ было много, но все они лишь подтверждали всеобщее настроение. Если трезвые голоса и звучали, никто их не слышал.
Девятое, - это остановка. Вложив деньги, большинство потеряли интерес к дальнейшей учебе. А ведь еще можно было вовремя выйти и даже заработать при этом.
Возможно, именно последняя ошибка была фатальной, хотя обычно главным правилом инвестора считается первое (знать). У долгого изучения есть обратная сторона: можно превратиться в вечного ученика и никогда не решиться начать. Это все равно, что учиться плавать, не входя в воду. Входить в воду надо, но делать это лучше осторожно. Вот почему мне так нравится акция с НПФ «Сократ-Будущее», о которой говорилось в прошлый раз. И деньги не свои, и возможностей по наблюдению много. А я еще добавлю к ним возможности учебы и обсуждения. Теперь по понедельникам с 15.00 до 19.00 можно приходить в «Центр Финансового Здоровья» и обсуждать, как результаты работы управляющей компании, так и состояние фондового рынка. С целью обмена опытом будем приглашать специалистов и более опытных инвесторов. Для участников НПФ это мероприятие будет бесплатным. Я не рассчитываю на большое количество желающих; я знаю, что многие еще раз повторят девятую ошибку и предпочтут учебе домашние дела. Надеяться на удачу и рассчитывать на «авось»,  – их право. В худшем положении могут оказаться те, кто ни одну из девяти ошибок так и не совершил. Они боялись тогда, они боятся и сейчас. Сложно оценить ту опасность, которой они сами себя подвергают. Представьте, мальчик в детстве боялся воды, поэтому так и не научился плавать. Как это неумение повлияет на его жизнь и повлияет ли вообще? Неизвестно. Но, тем не менее, своих детей плавать мы учим.

ЗА ПАРТУ.

Итак, я не вижу другого пути достичь успеха в инвестициях, кроме продолжения учебы. При этом хочу выделить несколько ее направлений.
1.    Общее экономическое образование.
2.    Профильное профессиональное образование.
3.    Специализированные курсы и семинары.
4.    Чтение соответствующих книг с последующим обсуждением.
5.    Образование во время работы.
6.    Приобретение личного опыта инвестирования.
7.    Участие в интернет-форумах инвесторов и специалистов.
8.    Вопросы к профессионалам на их сайтах.
9.    Изучение материалов СМИ.
10.                       Дискуссии и обмен опытом в Клубах инвесторов.

Применить все десять вряд ли кому-то удастся, но половина под силу каждому. Образование, плюс информация дадут знания; знания, плюс опыт дадут развитие; развитие неизбежно приведет к успеху. Вот так все и просто, и сложно.
Наверное, мы должны быть готовы за свое образование платить. Иначе, рискуем вместо учебы получить рекламу. Раньше мы этим советом пренебрегали и все искали бесплатный сыр. В конечном итоге мы его нашли, вот только пользы от него не получили.
Вчера, в споре со мной, один форумчанин заявил, что инвестиции являются делом личным и даже интимным, что огласке и обсуждению они не подлежат. Это –  позиция тех, кто хочет ими без нашего ведома управлять. Возможно, она также выгодна самым грамотным инвесторам, которые всегда играют против толпы. Интересная, кстати, штука получается: в политике надо быть с толпой, с большинством; а в инвестициях всегда выгоднее оставаться в меньшинстве. «Покупай, когда все продают; продавай, когда все покупают», - один из законов инвестирования, который не могут применить на практике начинающие инвесторы. Вот кому-то и хочется, чтобы начинающих было побольше, а оставались они ими подольше.
Сообща, мы справимся и с этим.
А вот и акция, подаренная Клубу инвесторов КУА «ПИОГЛОБАЛ Украина», которую я обещал вам показать. Оригинал можно увидеть на Гагарина 177-26.


Архив: 12.11.2009.

Комментариев нет: