Напомню три способа достижения финансовой
независимости:
1. Трать меньше, чем
зарабатываешь.
2. Зарабатывать больше,
чем тратишь.
3. Ищи более выгодные
инвестиции.
Начнем по порядку.
Первый способ, пожалуй, самый важный и самый трудный.
В 2003 г . проводился
бизнес-опрос среди жителей Украины. (Источник Киев-Пост, 12.06.03). Опрашиваемых
просили распределить свои расходы по различным статьям в процентах. Картина
получилась следующая: жилье – 22%; образование – 5%; одежда – 7%; питание – 32%;
транспорт – 7%; разное – 27%
Большинство
опрошенных не могли точно определить, куда ушли 27% их расходов.
Этот факт – настолько
характерный, что спорить с ним бессмысленно. Действительно, так поступают все
или почти все. Но ведь мы с вами договорились (надеюсь), что вы не хотите быть
такими, как все, вы хотите быть финансово независимыми. Значит, как минимум, вы
должны жить и поступать иначе. Но как?
Оставить эти 27% у
себя. Это называется «заплатить себе». Себя-то вы,
надеюсь, любите больше, чем даже продавщицу мороженого. Вот и отложите эти 27%
сразу после получения зарплаты. Ну ладно, пусть не 27%, а хотя бы 10%, от этого
уж точно ничего в вашей жизни не изменится. Статистика – вещь суровая, и она
говорит о том, что на 90% своих доходов любой человек и любая семья сможет
прожить так же легко или так же тяжело, как и на 100%.
Следующий шаг: Заведите
книгу доходов-расходов и фиксируйте в ней ежедневно каждую потраченную
копеечку. В конце месяца проведите анализ: какие траты не были обязательными,
какие могут быть уменьшены, какие появились из-за вашей неорганизованности
и непредусмотрительности.
Такое занятие может
быть скучным, а может – увлекательным; это уж как вы себя настроите.
Вот вам в помощь
несколько способов экономии, к которым вы добавите свои, и, может быть,
поделитесь с нами.
50 способов сберечь 50 гривен в неделю
* Делайте приобретения, пользуясь списком
покупок, и никогда не отклоняйтесь от него.
* Не обналичивайте пластиковые карточки в
банкоматах, которые требуют комиссионных – заранее планируйте, когда вам
потребуются наличные.
* Не пользуйтесь кредитными карточками, по
крайней мере, часто и не накапливайте долг.
* Оплачивайте коммунальные услуги там, где
нет банковских комиссий.
* Берите напрокат, а не покупайте то, чем
будете пользоваться всего несколько раз.
* Продавайте ненужные вещи.
* Пользуйтесь более дешевым транспортом.
* Откажитесь от дополнительных телефонных
услуг, которые вам не нужны.
* Вместо телефона чаще используйте
электронную почту.
* Не ходите в кинотеатры, берите напрокат
кассеты.
* Не покупайте видеокассеты – берите
напрокат.
* Питаетесь в кафе? Чаще готовьте дома.
* Берите обед с собой на работу.
* Не каждая книга нужна дома – есть
библиотека.
* То же самое касается газет и журналов.
* Подписывайте прессу на фирме на весь
коллектив – экономия на налогах.
* Отдых на природе дешевле.
* Зачем вам фирменные вещи? Покупайте то, что
ничем не хуже.
* Не пользуйтесь бумажными полотенцами и
салфетками – стирайте обыкновенные.
* Не покупайте консервы и продукты быстрого приготовления – они дороги и не
полезны.
* Покупайте мелким оптом.
* Проверяйте чеки в супермаркетах.
Пересчитывайте сдачу.
* Попробуйте купить что-то в Интернете.
* Мойте машину сами.
* Меняйте масло в машине сами.
* Откажитесь от лишних каналов кабельного TV.
* Не включайте обогреватель. Лучше наденьте
свитер.
* Поставьте счетчики воды и газа.
* Утеплите окна и двери.
* Не играйте в лотерею и игровые автоматы.
* Купите копилку для мелочи.
* Бросьте курить.
* Не пейте без повода.
* Скоропортящиеся продукты покупайте на один
раз.
* Выходите заблаговременно – откажитесь от
транспорта.
* Не делайте импульсивных покупок. Помните:
через некоторое время вы можете передумать.
* Не покупайте только из-за скидки. Если вы
не купили бы данный товар без скидки – откажитесь от него и со скидкой.
* Не покупайте еду на улицах.
* Найдите те места в городе, где есть
бесплатные туалеты.
* Интересуйтесь наличием скидок, дисконтных
карт, будьте постоянным покупателем в таких местах.
* Станьте клиентами сетевых компаний, где
есть нужные вам продукты. Покупайте их со скидкой.
* Торгуйтесь.
* Помните два правила Уоррена Баффета:
Правило №1: Берегите деньги; Правило №2: Никогда не забывайте правило №1.
* Раньше все отлично брились с помощью
мыльной пены.
* Чистит зубы зубная щетка. Выбор пасты не
имеет большого значения.
* Сладкое портит зубы и вкус кофе.
* Имейте при себе минимум денег. Остальное
храните на банковских счетах и карточках.
* В сэконд-хэнде попадаются отличные вещи.
* Обувь и одежда лучше сохраняются, если их
надевать не ежедневно, а хотя бы через день.
* Используйте местное освещение. Большие
люстры – для праздников.
Кстати, предлагаю конкурс. Посылайте в
редакцию придуманные или применяемые вами способы экономии денег, мы их
опубликуем. Определите тройку лучших, на ваш взгляд, из опубликованных.
Сделайте это с помощью обычного или электронного письма. Авторы
способов-победителей получат призы от наших спонсоров. Спонсоры получат
бесплатную рекламу.
Умение экономить, т.
е. сокращать и оптимизировать расходы, пригодится вам и в бизнесе. Знали бы вы,
сколько хороших предприятий «вылетело в трубу» из-за отсутствия
этого навыка у их владельцев и руководителей!
Есть еще пара правил:
1. Получили прибавку
к зарплате? Половину отправьте на потребление, половину отложите. То же самое
сделайте с премией и любым дополнительным доходом.
2.
Не
покупайте вещи дороже определенной категории, не старайтесь выглядеть богаче в
чьих-то глазах, быть что называется «не хуже других». Придет время, и вы
сможете позволить все это, спокойно дожидайтесь своего часа. В философии этот
вопрос формулируется так: «Быть или казаться?». Я советую «быть».
В целом же этот путь,
несмотря на свою необходимость и полезность, - тупиковый, потому что до
бесконечности экономить не получится. А мы и не будем этого делать, а плавно
перейдем по второму способу.
Зарабатывать больше, чем тратишь
Есть два пути:
1.
Зарабатывать
больше на своей основной работе, становясь более профессиональным и более
востребованным специалистом.
2.
Искать
дополнительные источники дохода, помимо основного.
Первый путь мне лично
нравится не очень, поэтому скажу о нем коротко. Ваша зарплата определяется
тремя факторами:
* Ваша самооценка своей деятельности.
* Оценка вашей деятельности начальником
(работодателем).
* Вашим умением вести переговоры.
Для повышения своей
самооценки начните получать удовольствие от работы, работайте не для шефа, а
для себя. Делайте больше того, за что вам платят, берите на себя ответственность,
показывайте уверенность в своих силах.
Для того, чтобы вас
сумел оценить шеф, оцените сами свою себестоимость на рынке труда, сравните
аналогичные должности и аналогичные условия труда в других фирмах и, главное –
тщательно обоснуйте свои пожелания. Что это значит?
Выпишите на отдельном
листе бумаги причины, по которым вы заслуживаете повышения зарплаты; на втором листе
– перечень того, что вы сделали для своего предприятия; на третьем листе – все
то, что вы можете сделать для своего предприятия в будущем. Последнее - самое
важное, потому что скорее вам заплатят за будущие достижения, чем за то, что
уже прошло. Все, что вы записали, заучите наизусть, прорепетируйте перед
зеркалом и – на прием к начальнику. Цель – повышение зарплаты не менее чем на
20%. Торгуйтесь уверенно, не унижая свое достоинство, но и без шантажа.
Психологически проигрывает тот, кто называет цифру первым. Спросите у шефа
прямо: «Какого, на ваш взгляд, вознаграждения заслуживает специалист,
сделавший для фирмы это и это, что позволило ей достичь таких-то результатов,
имеющий способности и желание в ближайшее время совершить то и то, что,
несомненно, приведет к следующим достижениям…?».
Имейте в виду, что
разговор с руководителем – это игра и, как в любой игре, ваш соперник может
оказаться сильнее. Проиграть вы можете, но достойно, без обид и хлопанья дверью
– это только первый тайм.
Ну и, конечно,
внимательнее присматривайтесь ко второму пути – поиску дополнительных
источников доходов. Разговор о нем в следующем номере «Горожанина». А пока желаю
успехов. Финансовых в том числе.
Архив: 04.05.2006.
Комментариев нет:
Отправить комментарий