Слушатели моих семинаров (особенно пожилые) через
полгода занятий, наконец-то, пожалели о том, что не получили финансовые знания
раньше. Теперь они задумались о своих детях и внуках.
Задумаемся о них и мы. За последние 10-20 лет, мир сильно
изменился, не правда ли? Простое перечисление изменений заняло бы не одну
страницу. Коснулись они, конечно, сфер
образования-воспитания и денег-финансов. Коснуться-то коснулись, а
пересечься как-то не получается: школы и
ВУЗы – сами по себе, а финансы (особенно, личные), - сами по себе.
Случайно ли это? Вряд ли. Судите сами.
Торговле выгоден грамотный покупатель? А банку или страховой компании –
грамотный клиент? А работодателю – грамотный работник? А чиновнику – грамотный
житель? А депутату – грамотный избиратель? А государству – грамотный гражданин?
Только – в меру: от сих, до сих (лишь бы знал, кому отдать деньги, время или
голос). А дальше – ни-ни! Дальше, –
тяжело манипулировать и управлять.
Вот и не стоит ждать появления предмета «Личные финансы» в
программах средней школы или института; не возьмут они на себя ответственность
за финансовую грамотность ваших детей.
Кто
же возьмет? В первую очередь – вы, семья. А поможет вам в этом газета
«Горожанин» и «Школа украинского миллионера», занятия которой, по-прежнему,
проходят по субботам, с 12.00 до 14.00 в
областной библиотеке на Савченко, 10, а также книги и журналы, с которыми можно
познакомиться там же. Придти может каждый, предварительной записи не требуется.
ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕНЬГИ?
Это
– не такой уж и шутливый вопрос, требующий ответа: «Из тумбочки». Из уст
ребенка он звучит не менее каверзно и
провокационно, чем «Откуда берутся дети?» А ответ в обоих случаях должен
быть и точным, и деликатным, и правдивым. Потому что именно в раннем возрасте, в зависимости от детского опыта, а
также поведения и установок взрослых закладывается отношение человека и к
деньгам, и к сексу.
Но,
в отличие от секса, знакомство детей с деньгами лучше всего начать пораньше,
всячески побуждая их приобретать собственный финансовый опыт.
Чтобы
научиться распоряжаться деньгами, нужно их, по крайней мере, иметь. Есть пять
основных способов снабжать детей небольшими суммами: периодическая денежная
помощь, подарки, регулярное денежное содержание, кредитование, оплата работы.
Я
– сторонник регулярного денежного содержания, поэтому больше буду критиковать
другие способы, не исключая совсем, при
этом их достоинств.
РАЗОВАЯ ДЕНЕЖНАЯ ПОМОЩЬ.
Она
хороша тем, что вы можете полностью контролировать все покупки своего ребенка
и, соответственно на них влиять. На чипсы деньги дадите, а на мороженое – нет,
потому что кашель еще не прошел; пазлы купите (полезны для развития), а
киндер-сюрприз – нет (ерунда какая-то). При выборе покупки, а лучше – заранее,
можно побороться с вездесущей рекламой: обнажить и высмеять ее приемы, чтобы с
детства привить скептическое и критическое к ней отношение.
Если
доходы семьи нерегулярны, удобно приурочивать детские покупки к определенным
датам: субботе, дню получения зарплаты или пенсии. Так ребенок связывает для
себя деньги и работу.
Делая
покупки вместе, легко обучить ребенка счету денег и правилам совершения
денежных операций.
Но на этом пути – немало подводных камней,
которые можно и обойти, но уж если нарвешься, то мало не покажется.
Без
повседневного учета, родителям легко потерять счет выданным деньгам, которые
могут и превысить разумные пределы. У детей же может сложиться впечатление, что
родительский кошелек – бездонный, а деньги в него попадают прямо из банкомата.
Появляется желание и привычка к вымогательству и манипулированию родителями,
тогда, как лучше бы научиться манипулировать деньгами. У детей может сложиться
впечатление, что деньгами и покупками родители подтверждают свою любовь к ним;
естественно, они будут требовать все больших проявлений такой любви.
ПОДАРКИ.
Сложно
запретить или проконтролировать суммы денежных подарков от родственников. Под
контроль надо ставить их расходование. Это – способ приучить ребенка к
планированию покупок и разумным тратам. Не стоит забирать подарочные деньги на полезные
покупки для всей семьи или, например, одежды. Если только это не решат сами
дети. Но в таком случае, пусть сами и расплатятся в магазине.
АВАНС И КРЕДИТ.
Привычку
занимать до получки, дети перенимают у взрослых, покупать сегодня, а платить
завтра их учит реклама; неужели сами родители будут способствовать зарождению
будущих проблем с кредиторами?
Возможность
легко получить кредит лишает ребенка самостоятельности и независимости,
теряется необходимость учиться достижению целей.
Способность
терпеливо ждать вознаграждения за свой труд тоже не вырабатывается, да и сама
мотивация к работе пропадает, ведь желаемое можно получить сразу, а там
как-нибудь…
Приобретенное
в детстве понятие о том, что кредит – это легко, обязательно сыграет на руку
назойливой банковской рекламе в будущем и не выработает иммунитет к рискам,
связанным с чужими деньгами.
Другое
дело, если это – только игра; с залогами, процентами, штрафами и конфискациями.
Вот она может научить и отличать плохой кредит от хорошего, и рассчитывать
возможность его погашения, и обходиться вовсе без него.
Об
оплачиваемой работе и регулярном денежном содержании мы поговорим в следующий
раз, это – более объемные темы.
Архив:
10.05.2007.
Комментариев нет:
Отправить комментарий