воскресенье, 19 июня 2016 г.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

                                 

Хотите задать вопрос финансовому доктору? Задавайте. Для этого не надо приходить в «Центр финансового здоровья» и стоять в очереди. Мои телефоны и адрес электронной почты для того и напечатаны, чтобы вы ими пользовались. При этом были решительнее и не извинялись за якобы отнятое у меня время.


Поскольку, задаваемые  вопросы, разнообразием до сих пор не отличались, я еще раз убеждаюсь в том, что люди, хотя и очень разные внешне, но в принципе, в главном, -  одинаковые.  А это означает, что опыт одного из них всегда сможет повторить другой. Это радует, иначе, как бы я смог научить вас тому, чему научился сам?

               О ВАЖНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.

Ну, сумели, сумели наши (и не наши) профессора, а также «доценты с кандидатами» набить себе цену и создать мистический ореол вокруг образованных людей. Высокое образование иметь престижно, ученую степень – почетно, учить уму-разуму других – приятно. Современная система образования,  становится государством в государстве и клонирует сама себя:  учеба дорожает, ВУЗы разрастаются, высшее образование начинает дробиться на полувысшее,  просто высшее и  самое высшее; успешно запускается мода на второе и третье высшее, а также – на супервысшее -  МВА.  А что, раз бывают  токари 4-го разряда, то почему бы ни придумать красивую приставку к имени инженера или технолога? Например: бакалавр экономики, специалист финансов, магистр делового администрирования, господин Пупкин Иван Степанович. Чем бы дитя не тешилось….
Риторический вопрос «Если вы – такие умные, то почему – такие бедные?» зависает в воздухе. Кто-то сказал, что люди с высшим образованием зарабатывают за свою жизнь втрое больше денег, чем остальные (а с двумя высшими, - вшестеро?), и все поверили. Потому что хотели верить; потому что это так приятно: отучиться-отгулять на родительские деньги пять лет, увильнув при этом от армии, чтобы потом с гордостью «доставать из широких штанин дубликатом бесценного груза». Что будет потом, - уже не важно и никого не интересует.

                       МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ.

Это я – к тому, что у меня очень часто спрашивают, где я учился. Для меня это – удивительно, потому что самому мне никогда не приходило в голову интересоваться ни образованием, ни учеными степенями своих собеседников и авторов интересных книг и материалов. Я не придаю этому  такое большое значение, как другие. Иногда в самом вопросе содержится и ответ: «У вас, наверное, – финансовое образование»? Отвечаю всем: нет у меня  финансового образования, мы с Митричем из «Вороньей слободки» («Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова) «в гимназиях не обучались». Вот только Митрич окончил Пажеский корпус, а  я - обычное, хотя и высшее военное училище.
И это – очень хорошо. И – для вас, и – для меня, и – для дела, которым я занимаюсь. Будь у меня самое супер-пупер выдающееся образование, как бы я смог доказать вам, что и вы способны повторить мой путь и достичь финансовой независимости, еще до официального выхода на пенсию?  Как бы сумел отстоять свою идею о том, что буквально каждый человек, даже и в Украине, может стать материально обеспеченным и свободным, если только  по-настоящему этого пожелает? И как бы вы поверили мне, если бы я говорил с вами не простыми словами, а книжным или научным языком настоящих финансистов?
Я не готовил себя в преподаватели или финансовые доктора; науку о деньгах и инвестициях я осваивал для себя. В основном, - с помощью книг. У меня не было наставника, о необходимости которого пишут многие авторы. Может быть, из-за этого я делал больше ошибок. Но я на них тоже учился, а теперь на них можете учиться и вы. Вам повезло больше: вы можете учесть мои знания, мой опыт и мои ошибки. А я буду только рад, если у вас получится лучше, чем у меня. Ведь бывает рад тренер, воспитавший чемпиона, и бывает рад учитель, раскрывший талант своего ученика.

                                ЦЕНА УЧЕНОСТИ.

Некоторые люди давно смирились со своей бедностью, винят в этом родителей, свое образование, обстановку в стране и еще бог знает что. Хочу вас заверить, что это – неправильно; наше время и наша страна предоставляют прекрасные возможности для достижения любых целей и исполнения любых желаний. Проблема – в отсутствии уверенности в своих силах и  возможностях, а также, -  страхе. В подтверждение этого, предлагаю вам маленький тест. Скажите, если бы вы точно знали, что ваше желание исполнится, чего бы вы пожелали? Стать президентом, космонавтом, покорителем Эвереста, всемирно известным художником, режиссером, артистом? А может, - владельцем Укртелекома, хозяином Мост-Сити-Центра, директором Южмаша, мэром Днепропетровска? Проверьте себя: насколько смелым окажется ваше заветное желание, насколько масштабным, насколько великим? Боюсь, что большинство из нас (я тоже – не исключение) скажет, как в том анекдоте: «Зачем мне слон? Я лучше добавлю 5 гривен и куплю курицу».
Вот в этом направлении и стоит над собой поработать, а рассуждения об образовании оставьте университетским профессорам;  -  им за это деньги платят.
Еще раз. Запомните: неважно, кем вы были вчера, важно, кто вы сегодня; стартонуть к богатству можно с любой ступеньки социальной и материальной лестницы.  Финиширует первым  не тот, кто быстрее бегает, а тот, кто раньше стартует.  Длительность и  последовательность важнее скорости.  «Система бьет класс», - говорят в спорте; в финансах – та же картина.
Есть у вас образование, - хорошо; нет у вас образования, - нет причины для паники, начинайте с тем, что есть.
Но учиться дальше все-таки надо. Учиться самостоятельно, по книгам и журналам, посещая семинары и обмениваясь опытом. Для этого и существует наша «Школа украинского миллионера». Приходите каждую субботу с 12.00 до 14.00 в областную библиотеку на Савченко,10 и послушайте не только меня, но и тех, кто пошел по моим стопам. У них тоже – разное образование, и я, кстати, не знаю, какое; для меня это – не важно.
Важны их нынешние действия. И эти действия меня радуют. Уже семь человек вложили часть своих денег в инвестиционные фонды. Из примерно пятидесяти более или менее постоянных участников «Школы», это – достаточно высокий процент. Для примера, из участвовавших в опросе на одном из городских форумов,  60 человек, лишь 1 вкладывает деньги в инвестфонды. В то же время, по результатам другого, проходившего тогда же опроса,  77% форумчан имеют высшее образование, 9% – незаконченное высшее, 2% - ученую степень. Таковы факты.
        Постепенно «Школа украинского миллионера» превращается в клуб инвесторов, а новичкам я собираюсь предложить более интенсивный двухуровневый семинар-тренинг с тем же названием по воскресеньям. Готовы посвятить два выходных дня повышению своей финансовой грамотности? Не жалко на это денег? Тогда звоните, запись началась. Чуть позже появятся отдельные семинары по  недвижимости, страхованию и фондовому рынку.
        И – еще. Настоящий семинар по инвестиционным фондам, с представителями управляющих компаний и брокеров я смогу организовать в одну из суббот при наличии 50-ти желающих. Предлагаю звонить, записываться и приглашать знакомых.

                           ЧТО ДЕЛАТЬ С ДЕНЬГАМИ?

        Это – второй вопрос, который особенно часто задают мне читатели. Иногда он – более конкретен: у меня есть 5 000 гривен, в какой банк их лучше положить?
        Я всегда говорю, что нет общего правила и универсального способа сохранения и приумножения денег, всегда надо знать конкретную ситуацию. «Что одному - здорово, то другому – смерть», - перефразирую я популярную военную поговорку и приглашаю вопрошающего на индивидуальную консультацию.
        Но вот сейчас, я хочу рассказать вам об одном общем принципе инвестирования. Так бывает: общего правила нет, а общий принцип есть.

                        ФИНАНСОВАЯ ЗАЩИТА.

        Это – первый этап, с которого начинается путь к финансовой независимости. Несмотря на то, что он очень важен, многие начинающие инвесторы им пренебрегают. Я их понимаю: когда есть возможность вложить деньги под 50% годовых, о жалких 15% не хочется и думать. Финансовую защиту или безопасность обеспечивает сумма, равная 6-12 вашим месячным бюджетам. Что бы с вами не случилось: потеря работы, болезнь, несчастный случай, авария, пожар, катастрофа и т.п., эти деньги помогут вам справиться с бедой достойно.
Вы не влезете в долги и не подвергнете тем самым свое будущее серьезному риску; вы не ухватитесь за первую попавшуюся вам работу, не разбираясь, подходит ли она вам; вы не запустите болезнь и не оставите решение любых проблем «на авось». Мало того, случайно подвернувшаяся вам великолепная возможность не останется неиспользованной из-за элементарного отсутствия нужной суммы.  Помня о поговорке, «шанс не стучится дважды»,  вы его не упустите.
Эта сумма должна храниться в ликвидных активах.  «В активах», это значит, - не в тумбочке (деньги должны работать), «в ликвидных», это значит – наличные можно получить максимально быстро. Лучше всего этим условиям отвечает банковский депозит с привязкой его к пластиковой карточке. Здесь есть несколько вариантов.
1.                 Пенсионный счет (для пенсионеров), объединяющий в себе преимущество текущего и депозитного счетов.
2.                 Депозит с кредитным лимитом на пластиковой карте.
3.                 Кредитная карта с льготным периодом погашения.
4.                 Дебетовая пластиковая карта с приличным процентом на остаток.

        Об этих банковских продуктах я уже подробно писал, поэтому сейчас останавливаться на них не буду.
        Если сбережения у вас есть, выделите из них необходимую сумму и больше ее не трогайте. Если сбережений нет, начните их создавать, откладывая ежемесячно по крайней мере 10% всех своих доходов. О других инвестициях пока не думайте. То есть, конечно, думайте, изучайте, примеряйте на себя в будущем, но не инвестируйте. Соблазны, безусловно, будут вас преследовать и подстерегать у каждого прилавка. Чтобы побыстрее от них избавиться, попробуйте ускорить темп накопления, откладывая больше 10% дохода. Первое время – самое трудное; потом вам понравится.
        Если темп не ускорять, процесс накопления фонда финансовой безопасности может растянуться на 5-10 лет. Все это время вам придется жить без надлежащей защиты. В некоторых случаях вас выручит полис страхования жизни и некоторые другие.  Действие страховки выглядит так, как будто вы покупаете свою финансовую защиту в кредит. Штука – полезная, но требует индивидуальных расчетов, в которых не каждый страховой агент вам поможет; ведь у него есть своя задача и своя цель, не обязательно совпадающая с вашей.

                      ФИНАНСОВАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ.

        После формирования фонда финансовой защиты приступаем к главному: созданию пассивного денежного потока для обеспечения финансовой независимости. Для этого надо просто покупать активы. Для обычного человека, выбор, прямо скажу, - невелик.
1.  Депозиты в банках.
2.  Депозиты в кредитных союзах.
3.  Инвестиционные фонды.
4.  Негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
5.  Страхование жизни.
6.  Арендная недвижимость.

         Для диверсификации, то есть, распределения рисков, желательно инвестировать во все шесть видов активов, с учетом ваших знаний и предпочтений.
Такие инвестиции, как собственный бизнес, произведения искусства, антиквариат, банковские металлы и монеты, коллекционирование требуют специфических знаний и отдельного рассмотрения.
         На семинарах и в газетных публикациях, все эти активы мы уже прошли. Но «прошли», не означает «изучили и применили».    Пока передовой отряд из семи человек, как я уже говорил, приобрел актив №3 «Инвестиционный фонд». И это, я считаю, - уже большое достижение для наших слушателей.
        По поводу страхования жизни и НПФ я не был достаточно настойчив, и на то есть причины. Во-первых, страховые агенты успели своей  приставучестью  «достать» очень многих, распространяя негативный фонд вокруг своей деятельности. Во-вторых, я сам представляю в Днепропетровске  лучшую (на мой взгляд) страховую компанию и самый лучший (по всем объективным показателям) НПФ в Украине, поэтому и не хочу навязывать их услуги раньше, чем вы будете к ним готовы. Об этих двух инвестициях говорить можем пока лишь индивидуально. Что касается недвижимости, то она, как и бизнес, - далеко не для всех. И по деньгам, и по навыкам, и по сложности этого рынка. О ней, как я уже писал, будут отдельные семинары.
        Так что, - вот ваши ступеньки на ближайшее время: банк – кредитный союз – инвестиционный фонд. Таков мой общий ответ на второй вопрос.

                Архив: 05.07.2007.
       



Комментариев нет: