На очередном, пятом по счету заседании клуба Финансовые разговоры, участники коснулись двух, ранее отложенных тем: о сборнике интервью с финансовыми экспертами «Искусство инвестирования» и об инвестициях в венчурный проект «Центр-Реклама». Коснулись, а не рассмотрели, потому что не успели изучить информацию самостоятельно.
К сборнику, несмотря на мое в нем участие, я отношусь достаточно критично, но не в плане качества изложенной в нем информации, а в плане ее рыночной стоимости. Дело в том, что в нынешний интернет переполнен предложениями научить зарабатывать, упор в которых делается не на содержание курса, а на привлекательность его упаковки и технологии (читай, манипуляций) его продаж. А вся наука ограничивается советом продавать подобные советы.
В данном случае, все достаточно честно. Есть сборник живых интервью, в котором представлено мнение не одного, а сразу семи финансовых экспертов, и некоторые из них достаточно известны и имениты. Слепо верить их квалификации не требуется, поскольку первая глава открыта. Если она понравится, то по задумке издателя, читатель не пожалеет денег для остальных. Вот как раз эту идею и хотелось бы обсудить во время финансовых разговоров. Но для этого, как минимум, надо прослушать или прочесть бесплатную часть. Еще раз даю ссылку на бесплатную главу «Прежде, чем начать инвестировать», и впервые, – на платный сборник«Искусство инвестирования».
Ссылку на регистрацию в сервисе «Центр-Реклама» я уже давал, но подробно не рассказывал, поэтому прошли по ней не все. Повторяю ее еще раз. Чтобы получить доступ ко всей информации, надо зарегистрироваться. Кое-кто из читателей это уже сделал, а один из них даже прислал такое письмо.
«Решил на праздники вовлечься в заманчивые перспективы от «Центр- Рекламы» с их сертификатами. Скажите, чем, по вашему мнению, данная тема отличается от других пирамид? Спасибо».
Прямолинейность читателя вдохновляет ответить так же прямолинейно. Действительно, пирамидальность многих официальных, в том числе государственных финансовых структур, приобретает все большую известность. На фоне параллельного с ними существования неофициальных, в том числе откровенно мошеннических предприятий, возникает потребность в их классификации и разграничении: чему можно верить, а чему верить не стоит.
Что такое пирамида? Это структура, которая привлекает инвестиции под определенную, достаточно высокую доходность. Но реального бизнеса она и сама не ведет, и в чужие реальные бизнесы не инвестирует. Обещанная же доходность обеспечивается за счет притока новых инвестиций. При этом, главный признак мошенничества – отсутствие реального бизнеса, обычно всячески маскируется. Другое дело, если реальный бизнес есть.
Представим такой бизнес, который тоже собирает деньги участников, а через некоторое время возвращает их в увеличенном размере. Для увеличения денег используются другие, тоже реальные бизнесы, которые могут принадлежать тем же или другим владельцам. Если возвращается ровно столько, сколько удалось заработать, минус затраты, налоги и прибыль, то пирамиды нет, а есть венчурное (рискованное) инвестирование.
Желающих рисковать, среди обычных инвесторов (участников) находится не много. Поэтому, организаторам предприятия приходится обещать им конкретный процент дохода. Чем выше обещание, тем сложнее его сдержать, но тем больше участников и, соответственно, денег. В каждом случае, это расхождение каким-либо образом балансируется. Например, создаются специальные резервы, привлекаются дополнительные займы или включается денежная мотивация для участников не забирать свои взносы подольше.
Если доверие участников к организаторам высоко, у последних возникает возможность вкладывать средства в долгосрочные, потенциально более доходные бизнес-проекты и зарабатывать больше. А также, это позволяет им чувствовать себя более уверенно, а иной раз и самоуверенно. Особенно опасной может быть самоуверенность не собственников, а управляющих (менеджеров) проекта. Как люди временные, они больше заинтересованы в сиюминутной прибыли для себя, чем рассчитывают на долгие годы жизни предприятия. Поэтому важно, кто ведет бизнес, сами собственники или наемный менеджмент. У государства и крупных компаний, типа страховых, это наемный персонал, а у сравнительно небольших, типа «Центр-Реклама», все работники обычно имеют долю в прибыли.
Если контроль со стороны собственников ослаблен, менеджмент может приукрашивать ситуацию и преувеличивать свои достижения, ради получения бонусов и роста зарплат. Вот почему, участникам важно иметь представление и о тех, и о других, а также – об истинном положении дел в компании. Но раскрывать истинную ситуацию участникам, невыгодно и даже опасно, поскольку на временные трудности (а без них не бывает) они могут прореагировать снижением доверия и даже паникой. Паника же, способна обрушить любой, самый выгодный и самый устойчивый бизнес.
Рыночная ситуация может периодически ухудшаться и сама по себе. На этот случай у собственников должны всегда находиться дополнительные ресурсы для ее исправления и веские аргументы, предотвращающие возможную панику участников.
Почему подобный бизнес мы можем называть пирамидой? Потому что в каждый конкретный момент, каждому конкретному участнику, обещанные ему деньги могут выплачиваться не за счет прибыли (которой в данный момент может еще не быть), а за счет новых взносов от новых участников.
У любой пирамиды есть спокойный период, когда деньги инвесторов только прибавляются, а выплат почти нет. Он может длиться годами и даже десятилетиями (как в государственном пенсионном фонде, например). Именно в этот период, деньги надо эффективно вкладывать, чтобы не иметь проблем к сроку, когда многие инвесторы захотят побаловать себя дивидендами. И вот тогда, денежный поток для дивидендов должен обеспечить бизнес, а не новые инвесторы.
Как рядовому инвестору вычислить продолжительность этого периода? Для этого надо быть в теме: самому работать на данном предприятии или иметь там доверенных людей. В принципе, «Центр-Реклама» предоставляет такую возможность. Есть вакансии и на зарплате, но большинство инвесторов могут стать партнерами компании вместе со своими сайтами, которые участвуют в общем рекламной бизнесе. Тем, кто своего сайта не имеет, помогают его создать. Для этого существуют полугодовые бесплатные курсы, которые я сейчас как раз сам прохожу.
Читателю я ответил так.
Плюсы.
Есть реальный бизнес, большая часть инвесторов — его участники и его основа. У них есть возможность наблюдать за бизнесом изнутри, участвовать и помогать ему. Есть постоянный доход от рекламы, который может сгладить провалы. Существенную часть расходов составляет зарплата, которую можно, в случае чего, придержать. Выплаты идут нечасто (раз в месяц или в год), что не даст возможности развернуться панике. Руководство доступно для вопросов и разговоров вообще, проводятся открытые вебинары.
Минусы
Полной картины мы не видим, затраты, вложения, доходы нам не известны. Юридической защиты фактически нет. Насколько учредителям важна репутация, не ясно. Не зная стоимости проектов, не можем судить об адекватности внесенных сумм и эффективности их использования.
Выводы.
Желательно быть поближе к руководству, следить за информацией и не рисковать большими суммами.
Во время финансовых разговоров у нас возникла легкая дискуссия, которая пока не закончилась. Вопрос такой. Нам, как инвесторам, известны масса случаев, когда свои обязательства не выполняли вполне легальные финансовые компании. Каждый раз, они находили лазейки в законодательстве, которые позволяли им обманывать инвесторов, а государство никого так и не защитило. Не лучше ли в таком случае, доверять свои деньги не им, а вот таким небольшим бизнесам, как «Центр-Реклама», которые, хотя и не имеют полной государственной легализации, ведут себя (на первый взгляд) более предсказуемо и адекватно?
Источник: Зазеркалье
Источник: Зазеркалье
Комментариев нет:
Отправить комментарий