суббота, 11 июня 2016 г.

ЦЕННОСТЬ И ЦЕНА ЭКСКЛЮЗИВА.

                          

Для обычного человека, квартира – товар редкий: иной за всю жизнь ни разу не познакомится с прелестями ее покупки или продажи. К кому обратиться за помощью? Кто подскажет, кто посоветует?  Конечно, -  он.  Ваш риелтор.

Предложи я сейчас за каких- нибудь 50 гривен, провести  трех-четырех часовый ликбез хоть для продавцов, хоть для покупателей квартиры, -  желающих днем с огнем не сыщу.
А явись вам в образе «бескорыстного» и услужливого помощника из славного Агентства Недвижимости «NN», да произнеси  пару приятных словечек из басни «Ворона и лисица», легко положу в карман  несколько тысяч долларов.
 «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива», - гласит народная мудрость. На кого обижаться? Мы сами, все вместе заслужили этот рынок недвижимости. Вместе нам его и выправлять, если что не так.
Пока, мы – каждый, сам по себе, по отдельности: продавцы, покупатели, риелторы, инвесторы, спекулянты. А также -  нотариусы, оценщики, банкиры, страховщики, чиновники, депутаты. Причем, единства нет даже внутри каждой из этих групп: каждый соперничает и конкурирует с каждым.

                               ЭКСКЛЮЗИВ.

О нем мечтает каждый агент. Еще бы, ведь это – почти что гарантия получения денег в самом ближайшем будущем. Теперь ни один конкурент из своего или чужого агентства не покусится на  квартиру, которую продаете только вы. Кажется, можно расслабиться; можно забросить все остальные варианты и наконец-то отдохнуть. Ну и что с того, что вы обещали доверчивому продавцу приложить максимум усилий для скорейшей и выгоднейшей продажи его квартиры? Впереди два, а то и три месяца, - успеется.
Можно, конечно, потратить кучу денег и «завалить» рекламой весь город; собственно, ценой именно  такого горячего обещания вы и получили право на этот самый эксклюзив, но зачем спешить? Чему быть, того не миновать. Если покупателю суждено найтись, то он найдется и без всякой рекламы. Только, когда серьезно станут поджимать сроки, придется ускориться и немного добавить. Нет, не денег,  – работы: рассказать о «своей» квартире друзьям-риелторам, дать объявление не только в «Авизо», но и другие газеты, расклеить его в районе продажи.
Почему агент имеет возможность вести себя так некорректно по отношению к покупателю?  Потому что договор изначально несправедлив: все права отдает риелтору, а все обязанности возлагает на продавца. Для вящего спокойствия риелтора, продавец должен передать ему правоустанавливающий документ на квартиру (что уже само по себе и незаконно, и рискованно), а потом ждать, молиться  и надеяться, что у того все получится. Продать квартиру помимо данного посредника теперь уже нельзя, иначе – очень крупный штраф. Насколько крупный? Бизнес, с его «двойной учетной ставкой НБУ», беспробудно отдыхает; - 10% от стоимости квартиры, и ни копейкой меньше.

                               А ЗАЧЕМ?

Более опытные или просто трезвомыслящие продавцы от подобных «благ» решительно отказываются; остальных «цепляют на крючок» такими, например, аргументами:
1.                 Я – ваш преданнейший друг и советчик; без моей помощи вас немедленно обведут вокруг пальца и обманут в изощренной форме мошенники, которых на рынке полным полно.
2.                 Я все брошу, и жизнь положу на  дело широчайшего рекламирования вашей квартиры. Все окрестные улицы, а также центральные районы города будут  сплошь заклеены моими объявлениями о продаже, во всех рекламных газетах наше с вами объявление в жирной рамке будет мелькать чуть ли не на каждой полосе.
3.                  Потенциальных покупателей приводить к вам буду только я; вы будете избавлены от визитов сомнительных личностей, которые ловко прикидываются покупателями.
4.                 Я лично, бесплатно помогу вам подготовить к продаже все необходимые документы и собрать все справки.
5.                 Вы не потратите ни копейки, а после сделки получите от меня в подарок электрический чайник или замечательный набор для эпиляции.

Странно это вам или не странно, но многие продавцы ведутся  как на обаяние агента, так и на обещанную сладкую «халяву»; а то и просто уступают решительному и уверенному напору психологически подкованного риелтора.
«А если за два месяца вы не продадите мою квартиру?», - бывает, спросит ошарашенный таким напором покупатель. «Тогда вы будете иметь полное право разорвать со мной всякие отношения… или продлить их на новый срок», - решительно отвечает агент.

         СТРАННОСТИ ЭКСКЛЮЗИВА.

Иногда с таким договором творятся странные вещи. С продавца берут 5%, к его цене добавляется несколько тысяч долларов, которые после сделки идут  риелтору; предварительный договор заключается на подставное лицо, а затем, в течение 2-3 месяцев ведется поиск настоящего покупателя, но уже на более высокую цену и проч.
Многие риелторы не брезгуют извлекать выгоду из малейшей «слабости» клиента: незнания рыночных цен, низкого уровня образования, правовой безграмотности, слабоволия, беспечности, и т.п. Продавец, согласившийся на эксклюзив, видится им потенциальной жертвой для  дальнейших махинаций.
        Справедливости ради, замечу, что с некоторыми агентствами по поводу эксклюзива можно (и нужно)  поторговаться.  Предложите им такую схему. Риелтор заключает с продавцом предварительный договор на два месяца, передает  задаток и начинает искать покупателя. Найдется покупатель, - сделка купли-продажи проводится с ним; не найдется, - с риелтором.  Если риелтор согласится на ваши условия, значит, он, действительно, - добросовестный (как вариант: цену продажи вы слишком занизили), а не согласится, забудьте о его существовании; добра от такого сотрудничества не дождетесь.

                 ЭКСКЛЮЗИВ БЕЗ ЭКСКЛЮЗИВА.

        Позволю себе предложить новый вариант договора между продавцом квартиры и риелтором. Не в качестве истины, а в качестве основы для обсуждения.
        Риелтор проводит рекламную кампанию в сроках и  объемах, оговоренных с продавцом, который сам ее и оплачивает. Если покупатель будет найден, риелтор получает премию, если – нет, то придется менять цену или стратегию рекламной кампании (или – риелтора). При этом продавцу не возбраняется искать покупателей самостоятельно или через другие агентства. Просто особого смысла в этом нет: ведь он сам выбрал или утвердил рекламный бюджет.
        Как и что делать, знают рекламные агентства; риелтору придется или прибегнуть к их помощи, или освоить эту науку самостоятельно. Медиа-план, график, акты выполненных работ, - все это будет приложением к договору.
        Да, продавцу придется платить, к чему за годы бурного роста цен, он не привык; но времена меняются, это – раз, только так он продаст по максимальной цене, это – два.
        За помощь агента в подготовке документов, сборе справок и погашении задолженностей, продавцу тоже придется платить по отдельному прейскуранту. Риелтор уже не сможет перекладывать эти расходы на покупателя, который все настойчивей требует отчета о своих трех или пяти процентах комиссионного вознаграждения.
        Может ли продавец провести рекламную кампанию самостоятельно? Почему нет, конечно, может. Если у него есть время и соответствующие знания. Или, если он купит у того же риелтора (или специализированного рекламного агентства) подходящий медиа-план с описанием существующих на рынке рекламных носителей, цен, сроков, тиражей, аудиторий.

                        НОВЫЕ РИЕЛТОРЫ, КТО ОНИ?

        Видите, как буквально на глазах, меняется образ риелтора; как  постепенно освобождается он от несвойственных ему функций и концентрируется на более качественном выполнении своих задач; как появляется специализация, расслоение этой профессии на несколько смежных; как повышается роль знаний и профессионализма, и как уходит, отодвигается на второй план манипулирование чувствами и мыслями клиента? Взглянем на это внимательнее.
            1. РИЕЛТОР ПРОДАВЦА И ЕГО ФУНКЦИИ:

а)  оценка продаваемой квартиры (может быть передана профессиональному оценщику);
б)  составление рекламного описания квартиры и публичного предложения о продаже;
в)  подготовка и проведение рекламной кампании (может быть передана специализированному рекламному агентству);
г)  ознакомление потенциального покупателя с описанием квартиры, организация и проведение ее показов, а также – переговоры с покупателем и его риелтором;
д)  участие в подготовке квартиры к продаже (документы, состояние);
е)  подготовка и участие в подписании  предварительного договора;
ж)  подготовка и участие в сделке купли-продажи;
з)  помощь в послепродажных действиях (выписка, освобождение и передача квартиры покупателю);
и)  юридическая помощь (при необходимости) продавцу  на любом из этапов работы (может быть передана юристу).

2.   РИЕЛТОР ПОКУПАТЕЛЯ И ЕГО ФУНКЦИИ.

 а)  составление вместе с покупателем списка его требований к покупаемой квартире;
б)  поиск подходящих вариантов, их просмотр и составление предварительного описания, первичная проверка документов;
в)  подготовка и организация показа выбранной квартиры;
г)  составление подробного описания понравившейся квартиры, ее оценка (может быть передана профессиональному оценщику), торг с продавцом и его риелтором;
д)  подготовка и заключение предварительного договора с продавцом;
е)  юридическая проверка документов на продаваемую квартиру (можно поручить юристу);
ж)  помощь в подборе и получении ипотечного кредита (можно поручить кредитному брокеру);
з)  подготовка и проведение сделки купли-продажи;
и)  страхование имущества, гражданской ответственности и титула (можно  поручить страховому брокеру);
й)  помощь в послепродажных действиях (регистрация сделки в МБТИ, выписка продавца и освобождение им квартиры).


                                      МНЕНИЯ РИЕЛТОРОВ.

Директор АН «Паркер и Оболенский» А. Оганесян:
 Количество негативных отзывов о посредниках на рынке недвижимости, растет с каждым годом. Нами  недовольны клиенты, которые не понимают, за что именно они должны выкладывать большие суммы комиссионных. Массовыми стали попытки неоплаты таких «услуг». Уже мало кто верит «застрахованной ответственности» агентства и его мифическим «гарантиям».  Причина низкого авторитета профессии в нашей стране, -  в неправильных технологиях работы агентств недвижимости.  Мы должны  предлагать прошедшие предварительную юридическую экспертизу, с полным пакетом необходимых документов, готовые к продаже объекты недвижимости, начальная цена которых при этом аргументирована и обоснована,  иначе мы рискуем вообще потерять профессию риелтора, как таковую.
Директор АН «Алмаз-Днепр» М. Москалева:

 В расчетах  стоимости услуг агентства  действительно львиную долю составляет работа по поиску подходящего варианта.  Однако, еще нужен квалифицированный специалист, который мог бы оценить действительно ли предложенная к продаже квартира  стоит таких денег, проанализировал ситуацию с документами на квартиру, узнал сроки, когда объект может быть освобожден, и прочие детали, и только потом предложил бы своему покупателю наиболее подходящие для него  варианты. Вот эта работа и стоит 70 % «риелторской стоимости». 
         Неужели вы на самом деле считаете риелтора не на стороне клиента?  Да, в газетах полно объявлений от риелторов, но только потому, что так сложилось писать еще и об авторе объявления –дорого. Хотя, понятно, что это - игра в «прятки» с покупателем. 
Наше агентство готово менять условия работы в соответствии с современными условиями. Мы предлагаем свои услуги тем, кто сам нашел квартиру, но хочет быть уверенным, что сделке не грозит расторжение. Их стоимость  - 1,5% от суммы сделки.

       Мнения, как видите, - разные, но в одном они сходятся: что-то надо менять. «Перемен, мы ждем перемен», -  пел  Виктор Цой. Это было когда-то; сейчас надо не ждать, а действовать.

            ШКОЛА УКРАИНСКОГО МИЛЛИОНЕРА.

После недельного перерыва, Школа продолжит свою работу в субботу, 21 апреля с 12.00 до 14.00 в областной библиотеке на Савченко, 10. Тема: НПФ – Негосударственные пенсионные фонды, - один из лучших способов обеспечить себе безбедную жизнь в пожилом возрасте. Образцы книг по недвижимости, о который я писал в прошлом номере, будут со мной; желающие смогут ознакомиться.

             Архив: 19.04.2007.
            

                                                                 

Комментариев нет: