На вопрос «Во что вы инвестируете свои
деньги?» многие отвечают: «В детей». А что под этим понимается? Одеть, обуть,
накормить или что-то другое? Да-да, еще – выучить на кого-то. А на кого? Ведь
хороший человек, это – не профессия.
Для
начала, – прикольная современная притча.
В рабовладельческом обществе рабов
заставляли работать, но при этом кормили. В феодальную (крепостническую)
эпоху крестьян по-прежнему заставляли работать, но кормили себя они уже
самостоятельно. При капитализме наемные работники сами себя кормят и сами себя
заставляют работать. Это и есть прогресс.
ОТ
КАЖДОГО – ПО ЖЕЛАНИЮ.
В
тему приходят воспоминания то ли из школьной программы, то ли из «Краткого
курса истории ВКП(б)»: революционеры начала прошлого века говорили об освобождении
труда, о свободном труде при коммунизме. «От каждого – по способностям, каждому
– по потребностям», - строчка из
«Морального кодекса строителя коммунизма». Тогда, в детстве, подобные идеи
воспринимались с трудом: казалось, дай людям волю, и они вовсе работать не
будут. Все-таки, способности и желания,
это – разные вещи. А ведь это и есть способ существования инвестора, который
занимается тем, что ему нравится, не думая о деньгах. Не думая, потому что
деньги ему приносят инвестиции. Вот оно – новое прочтение коммунистических идей
и новая мораль: от каждого – по желанию, каждому – по хотению. И пока – по умению.
Да-с, господа: хотеть – не вредно, но и недостаточно, - надо еще и уметь. Чтобы
уметь, надо делать, а чтобы делать, надо знать. Впрочем, об этом мы уже
говорили, повторяться не будем.
Понятия
«работа» и «зарплата» в нашем сознании связаны накрепко. А ведь существуют и
иные связки; например, «работа-опыт», «работа- развитие», «работа-карьера» и,
главное: «работа-удовольствие»,
«работа-радость». Мы знали и использовали это, когда были детьми, а потом то ли
забыли, то ли жизнь нас переучила. Что ж, теперь есть повод становиться
инвестором и вспоминать.
Я
знаю три пути для занятия любимым делом:
1. Коммунизм. Я делаю то, что мне
нравится, а государство удовлетворяет мои потребности.
2. Увлеченность. Делаю то, что
нравится, а потребности временно усмиряю. Если все делается правильно, то рано
или поздно деньги появляются, после чего можно и о потребностях вспомнить. Это
– путь людей творческих или приверженных восточным философиям (буддизм, например).
3. Инвестирование. Я создаю (или
получаю от родителей) финансовый фундамент, а потом, имея пассивный доход,
начинаю заниматься любимым делом. Важно при этом не проедать, а продолжать
наращивать имеющиеся активы.
1.
Коммунизм, это пока что – красивая
сказка.
2. Излишнее
увлечение духовностью (восточными философиями) может так усмирить желания,
что потом они уже никогда не проявятся.
3. Инвестирование же доступно каждому.
Если избавиться от страхов и комплексов,
да при этом еще подучиться финансовой грамоте, этот путь выглядит вполне
реальным. Во всяком случае, – для наших детей, если не для нас.
КРАСИВЫЕ
– НАЛЕВО, УМНЫЕ – НАПРАВО.
Вот
о детях и поговорим. Но сначала давайте зададим себе вопрос: выгодно ли
«сильным мира сего» (ну, тем 10% населения, которые владеют 90% всех мировых
богатств), чтобы мы тоже становились свободными и богатыми? Не думаю. Умными, -
да; квалифицированными, - да; творческими, - да; ведь тогда из нас получатся
отличные работники, которые сами себя и прокормят, и работать заставят. А вот
свободных и богатых у станка не удержишь, да и потребители из них никудышные:
кредиты не берут, ширпотреб с полок не сметают, в очереди не выстраиваются, над
рекламой смеются, на авторитеты плюют.
Какими
же, спрашивается, в таком случае, должны быть системы образования и воспитания? Да - такими, которые уже есть. Они направлены
на подготовку рабочей силы и другими никогда не станут. А нам надо это понимать
и вести себя соответственно.
Итак,
если мы согласны, чтобы наши дети, как и мы, стали наемными работниками, надо
отправлять их учиться в наши ВУЗы. Возможно, они сделают карьеру и заработают
хорошую зарплату, которую под воздействием рекламы, тут же потратят на всякую
всячину. А потом возьмут кредит и снова потратят. И окажутся на всю жизнь, в
той же потребительской ловушке, что и мы.
Но
есть и другой путь: с помощью инвестирования создать активы, генерирующие
пассивный доход, и через 10-20 лет достичь финансовой независимости, и
заняться, наконец, тем, что нравится, что приносит радость и удовольствие, а не
тем, за что сегодня платят. Для этого необходимо другое образование, то,
которое Роберт Кийосаки называет уличным. Уличное образование не отрицает
академическое, но не дополняет, а скорее, предваряет его. Отсюда – совет: сначала
узнать жизнь, поработав несколько лет на самых разных работах и должностях, а
уж потом, при необходимости, получать диплом по понравившейся специальности,
которая и должна стать «делом всей жизни».
ИНВЕСТИРУЙ
И БОГАТЕЙ.
Создать
финансовый фундамент для своего ребенка не сложно, если подумать об этом
заранее. Например, откладывая и инвестируя хотя бы по 100 гривен ежемесячно,
начиная с самого его рождения. При средней доходности 25% годовых, через 20 лет
будем иметь полмиллиона, а если туда же отправить и положенные от государства
8 500 гривен, то – и все 1 200 000.
Психологически,
это трудно и страшно: что будет завтра неизвестно, а сегодня хочется быть не
хуже других. На поддержание этого «не хуже» легко уйдет все возможное «светлое
будущее» и ребенка, и всей семьи в целом. А вот побороть навязанную извне
психологию можно, получив начальные финансовые знания хотя бы и в «Центре
финансового здоровья» или общаясь с такими же начинающими инвесторами в нашем
клубе. Здесь легко находятся ответы на вопросы, куда инвестировать и как
получить 25 или больше процентов от своих инвестиций. Это в одиночку страшно, а
вместе – ничего, и даже весело.
Простой
выбор, который, тем не менее, большинство из нас сделать не решаются. Что ж,
тогда этот выбор за нас сделают и нам навяжут те самые 10% богатых людей. А
через некоторое время, у наших детей, например, такого выбора уже может и не
быть, потому что богатые богатеют, а бедные беднеют и разрыв между ними
продолжает увеличиваться. Инвесторы имеют возможность наблюдать этот процесс
изнутри. Вот – несколько примеров.
1. Внеся на депозит в
кредитный союз от 500 гривен, можно
получить ставку 24% годовых; для сумм от 10 000 гривен, она поднимается до
24,5%, а для обладателей 50 000 гривен и более – до 25%.
2. Квартиру площадью до 100 м2 можно купить по
1 500 долларов за метр, а здание в 1 000 м2 – уже
по 1000 долларов за метр.
3. При покупке
сертификатов ПИФа «Классический» на сумму до 5 000 гривен придется
заплатить комиссию 2%, а свыше 5 000 гривен – лишь 1%.
4. Зачисление на счет в
ценных бумагах одной акции КИФа номиналом в 1 000 гривен стоит 20 гривен,
то есть – 2%, а если акций будет 100, то – те же 20 гривен, что составит уже
0,02%.
5. Десятиграммовый
слиток золота стоит 1100 гривен, то есть – по 110 гривен за грамм, а
килограммовый – 90 000 гривен, то есть – уже по 90 гривен за грамм.
Да
вы и без данных примеров знаете о существовании розничных и оптовых цен. Просто
в инвестициях эта разница может быть выражена более ярко. Сегодня, когда наш
фондовый рынок только развивается, войти на него можно и с 1 000 гривен, а
вот в США существуют фонды, в которые без 100 000 долларов и не суйся. Вот
так и получится, что те, кто сейчас не успел попасть в вагон к богатым, не
попадет в него уже никогда. Есть смысл поспешить.
Спешить, однако, лучше медленно и начинать с
азов. Но все-таки – начинать, а не ждать пока само рассосется.
ДЕТСКАЯ
ПЕНСИЯ.
Некоторые
60-70 летние участники нашего Клуба открывают пенсионные счета для своих, уже
весьма великовозрастных детей, и кладут на них личные, кровью с потом
заработанные и сэкономленные деньги. Это – неплохое решение, особенно в
сравнении с финансовой поддержкой наличными, но – половинчатое. Дите поскрипит
зубами от досады, конечно, что нельзя тут же потратить эту гуманитарку на
крайне необходимую именно теперь новую
плазму, но на законных основаниях сделает это при достижении 45 или 50 лет, и
богаче после этого не станет. И это не
удивительно: накормить голодного рыбой –
не велика доблесть; а вот дать ему удочку и научить эту самую рыбу поймать –
другая история.
Третья
история будет, если и он начнет передавать знания уже своим детям. Вот тогда можно будет говорить о финансовом фундаменте
семьи, о семейных ценностях и опыте преумножения капиталов, передающемся из
поколения в поколение.
Должен
признаться, что раньше как-то не различал понятия ума и мудрости; мне казалось,
что это – одно и то же. Теперь же я имею возможность наблюдать:
-
мудрых 60-летних, заботящихся о
пенсиях своих детей и внуков;
-
растерянных (полоумных) 50-летних,
которые боятся всего и за всех;
-
умных 40-летних, которые полагают,
что в старости их будут обеспечивать дети;
-
очень умных (с двумя и тремя высшими
образованиями) 30-летних, находящихся в непрерывном ожидании повышения
зарплаты и родительской подмоги, а также -
-
продвинутых 20-летних, уверенных, что
они, так или иначе, станут богачами в ближайшие несколько лет. В любом случае,
похоже, что ум счастья не прибавляет, а мудрость воздушно-капельным путем не
распространяется.
ЧЕРЕЗ
ПОКОЛЕНИЕ.
Поэтому,
мне кажется, что мудрым старикам надобно махнуть рукой на себя (уже не успеют),
на детей (уже не смогут) и приняться за финансовое образование и семейное воспитание
внуков. Внуки еще имеют шанс создать капитал семьи на фундаменте, заложенном дедушками и бабушками.
А
нынешнему поколению 17-летних, ведомому в ВУЗы 40-летними родителями уже никуда
не деться. Поэтому я не стану рассказывать об альтернативных вариантах, как
собирался в начале, а переключусь на поколение Гарри Поттеров - детей Индиго,
которые способны изменить будущее.
Кто
читал сказки Носова о Незнайке, эту энциклопедию взрослой жизни для детей? Как
же я забыл об этих супер-книгах!?
Безусловно, детская « Money или азбука денег»
Бодо Шефера тоже хороша, но Незнайка намного глубже и шире. «Приключения
Незнайки и его друзей», это – чувства и отношения, «Незнайка в Солнечном
городе», это – наука с техникой и мораль, а в «Незнайке на Луне» выдан полный спектр
и товарно-денежных отношений, и государственного устройства, и даже суть
акционерных компаний и фондового рынка, которые сейчас так актуальны, описана
довольно подробно. Нет, эту книгу надо немедленно перечитать самому.
КЛУБ.
Да,
решено: в клубе инвесторов обязательно будет детская секция, а начнется она с
книг Николая Носова, которые вскоре попадут в нашу «Библиотеку инвестора».
Основу библиотеки я уже сформировал, первые книги в нее уже куплены или
подарены, а теперь я приглашаю всех желающих оставить «свой след в жизни» в
виде книги по финансовой тематике с личной дарственной надписью.
Другие
секции тоже появятся: и по интересам, и по возрастам. Но вести их буду уже не
я, а вы, вернее, - самые активные из вас. Если захотите. Курс семинаров или
газетную рубрику может вести один человек; клуб из одного человека состоять не
может.
Для
тех, кто понимает, это – шанс и новая возможность. Постарайтесь ее разглядеть и
не упустить.
Наш
адрес прежний: пр. Гагарина 177-26, и 2-го июня мы начинаем летнюю сессию. План
я сообщу в следующем номере, но заранее могу сказать, что начнем мы с
ежедневных бесплатных семинаров для новичков (в 10, 12, 14, 16, 18 часов) и с
ежевечерних (в 18.30) организационных заседаний секций клуба.
А
приходить можно и раньше; офис уже работает.
Архив:
22.05.2008.
Комментариев нет:
Отправить комментарий