суббота, 28 мая 2016 г.

Образование и работа. Что раньше?

     

                            
Подавляющее большинство ответит, что, конечно, образование. Если бы все было так просто, я бы не стал задевать подобный вопрос. Привычная логическая цепочка выглядит так. Образование – средство получения работы. Работа – средство получения денег. Деньги – цель жизни. Что-то здесь не так, верно? Какова же цель жизни?
«Человек рожден для счастья, как птица – для полета». Пожалуй, стоит согласиться с Максимом Горьким. Цель жизни – получение положительных эмоций: потому что счастье – в них. Положительные эмоции возникают, когда удовлетворяются потребности. Материальный достаток, финансовая независимость – потребность? Безусловно. К тому же они дают чувство свободы и контроля. А контроль над своей жизнью и окружающей средой – базовая, едва ли не самая важная потребность человека с незапамятных времен. Деньги – мощное средство достижения этих потребностей. Мощное, но не единственное. Есть еще и внутренняя свобода. Подумайте, всегда ли лидером, контролирующим других людей, становится самый богатый из них? Конечно, нет! А работа – единственное средство получения денег? Тоже нет. Распространенное, привычное, общепринятое – согласен, но не единственное.
Работа может быть целью, потребностью человека? Вряд ли. Творчество, созидание, придумывание, творение – да! Работа может быть только маленькой составляющей этого процесса. Да и можно ли назвать эту составляющую работой?
Когда человек придумывает и делает что-то сам, он – творец. Когда выполняет чьи-то указания за деньги, он – наемник. Если есть потребность творить, человек идет в предприниматели, бизнесмены, инвесторы. Если такой потребности нет, а в деньгах – есть, ничего не остается, как наниматься на работу. Так получается в жизни, но, по-моему, это не есть правильно. Потребность творить присутствует в каждом, но не всем дано ее реализовать – не хватает материальных и финансовых ресурсов. Приходится сначала зарабатывать деньги наемным трудом, а уж потом обращаться к творчеству. Кому-то для этого нужно 40 лет «горбатиться», а кому-то и всей жизни не хватает. Большинство же людей просто подменяют понятия: им кажется, что работа – это и есть и смысл, и цель, и судьба всей их жизни. Таланты, надежды и способности при этом безнадежно и неотвратимо закапываются глубоко в землю.
Раз работа – цель жизни, то образование становится средством ее получения, а это тоже – подмена понятий. Потому что на самом деле образование – это потребность, только название у нее другое: развитие, самосовершенствование. И отнюдь не ради работы, а для себя.
Потребность в образовании не первичная. «Голодное брюхо к учению глухо». Почему многие не любят учиться в школе, а потом раскрываются в институте? Появляется потребность, которой раньше не было. А с некоторыми школьными отличниками бывает обратная ситуация.
Тем выпускникам школы, которые твердо решили учиться дальше, я хочу показать альтернативный вариант, а тем, кто в вуз поступать не будет или не поступит, я хочу помочь с поиском работы.
Выберите свободное время, спокойное место, расслабьтесь и задумайтесь о будущей жизни. Какой вы хотите ее видеть? Сначала определите сферу своих интересов. Что вы любите делать? О чем с удовольствием говорите? Чем бы вы занимались, если бы у вам было достаточно много денег? О чем вам интересно читать? О чем бы вы легко написали сочинение или даже книгу? Вспомните все и запишите в столбик. В другом столбике запишите свои таланты и способности. Большие и малые, скрытые и явные, даже те, что проявились лишь однажды. Теперь найдите точки соприкосновения двух столбцов. Определите несколько тем, которые у вас получались и были вам интересны. Где-то здесь лежит работа, которая вам подойдет.
Идем дальше. Чем бы вы ни занимались в жизни, вам не удастся уклониться от встреч с рекламой, полиграфией и средствами массовой информации. Знания, полученные в этих областях, пригодятся вам всегда. С них я и советую начать свой жизненный путь.
Купите несколько рекламных газет: «Авизо», «Рекламное поле», «Днепровская неделя», «Регион», «Мегаполис», «Днепровская реклама», посмотрите рекламные телеканалы «ИРТ», «Домашний очаг». Изучите рекламные сообщения: блоки, статьи, сюжеты и объявления. О чем они? Найдите рекламу тех предприятий, где вы хотели бы поработать. Выпишите предложения о работе менеджером по рекламе, расклейщиком объявлений, раздатчиком листовок, разносчиком газет и журналов, агентом по подписке. Это могут быть рекламные агентства, редакции газет и телеканалов, сайты объявлений в Интернете, агентства по недвижимости, подписные агентства, салоны и магазины. Сделайте телефонные звонки, соберите расценки. Одним словом, изучите этот рынок. С рекламным рынком тесно связан рынок полиграфических услуг, часто они пересекаются. Не все интересующие вас агентства дают рекламу о себе или о наборе персонала. Поищите их в телефонных и бизнес-справочниках, позвоните в справку о товарах и услугах (тел. 322-222), в рекламных газетах бывают списки аккредитованных агентств. Все тщательно записывайте, составьте адресную базу и постоянно ее пополняйте. Параллельно совершайте их обход: поговорите с руководителем, выясните требования и условия работы, обратите внимание на обучение и поддержку. Далее устраивайтесь на работу и начинайте учиться. Не гонитесь за окладом, удовлетворитесь предложенным вам процентом, сейчас для вас главное не деньги, а учеба и опыт. Не останавливайтесь на одном месте работы, постепенно добавляйте к нему новые. Ваша цель – стать независимым рекламным агентом, способным предложить клиенту весь спектр рекламных услуг по лучшим ценам.
Поначалу вам придется делать звонки потенциальным клиентам с предложением рекламы и доставлять им прайс-листы. Научитесь этому. Клиентскую базу агентства вам вряд ли доверят, придется довольствоваться справочниками и газетами. В некоторых агентствах вас постараются довольно грубо использовать: вы найдете клиента, а работать с ним будет вышестоящий менеджер, которому достанутся все лавры и львиная доля комиссионных. Постарайтесь избежать такой эксплуатации. Клиент должен знать в лицо и по имени только вас или вас плюс вышестоящего менеджера. Иначе он не останется вашим клиентом. Не бойтесь ошибаться или выглядеть не вполне компетентным - для вашего возраста это простительно. А вот смелым и уверенным надо выглядеть всегда.
Деньги от рекламы могут начать поступать не сразу, поэтому, если вам не на что жить, займитесь одновременно расклейкой объявлений. Это займет много времени, но даст вам несколько десятков гривен в день.
Возможно, вы уже хотите спросить, зачем вам все это, ведь быть рекламным агентом вы вовсе не мечтаете. Отвечу так: во-первых, знать этот рынок полезно каждому. Во-вторых, какой бы деятельностью вы ни занимались в дельнейшем, клиентская база, а также личные знакомства вам пригодятся безусловно. В-третьих, временная рекламная работа для вас – мостик к той области, которую вы выбрали на основании своих способностей и интересов. Как же этот мостик перекинуть куда надо, а потом пройти по нему?
Поступайте нестандартно. Все рекламные агенты сначала звонят, а вы начните лично обходить потенциальных клиентов. Делайте это там, где вы живете. Даже в спальном районе есть много магазинчиков, кафе и офисов. Их руководители не избалованы посещениями продавцов всякой всячины, как в центре, и отнесутся к вашему визиту более лояльно. Выясните, какую рекламу они дают и дают ли вообще. Предложите свои услуги. Искренне постарайтесь помочь им в поиске и привлечении клиентов. Одновременно поинтересуйтесь вакансиями и условиями работы. К этому времени вы уже будете кое-что знать о рекламе и действительно сможете помочь. Главное – справиться с отказами, которые обязательно будут. После 10-20 даже нерезультативных визитов процесс пойдет гораздо легче.
Постепенно переходите к тем предприятиям, которые интересуют вас в качестве будущего места работы. Поскольку реклама нужна всем, любой работодатель предпочтет того работника, который, кроме своих прямых обязанностей, сможет выполнять рекламную работу.
Устроившись на работу, постарайтесь вникнуть во все нюансы своей деятельности и почувствовать действительно ли это то, что вас привлекает и доставляет удовольствие.
Не стесняйтесь менять места работы, истина познается только в сравнении.
Разговаривать с директором, конечно, страшно, но только первые 10 раз. Расскажите коротко о себе, о своих знаниях и умениях. Говорите о том, чем вы можете быть полезны фирме, а не о том, что вы сами хотите от нее получить. Спросите, чему вы сможете здесь научиться, какие у фирмы перспективы, что будет нового, и чему новому можно будет научиться в дальнейшем. Не называйте первым сумму, если речь пойдет об оплате, соглашайтесь на предложение директора, но оговаривайте возможность вскоре вернуться к вопросу о ее повышении.
Для достижения финансовой независимости вам все равно не будет хватать зарплаты, придется искать дополнительные источники дохода. Таким источником может быть информация, извлеченная вами из рекламных сообщений. Я, например, провожу платные консультации по личным финансам и готов платить вам за поставку клиентов. И я такой не один. Многие фирмы и предприниматели с удовольствием заплатят вам комиссионные, если вы приведете к ним покупателя. Причем не всегда нужно приводить: при нормальной договоренности часто достаточно бывает простой рекомендации – визитной карточки или номера телефона.
Есть интересные сетевые компании, в которых не надо быть продавцом. Достаточно лишь иногда пользоваться их продукцией и рекомендовать ее своим знакомым. Если по вашей рекомендации кто-то также станет использовать что-то для себя, вы заработаете баллы и проценты.
Можно познакомиться с хорошим врачом, юристом, страховым агентом, риелтором и просто рассказывать о них знакомым из вашей клиентской базы. Не ваше дело продавать страховки или квартиры, ваше дело без уговоров и продаж дать искренний совет. Конечно, вы должны быть уверены в том специалисте, которого рекомендуете, чтобы не краснеть перед своими клиентами и иметь возможность еще неоднократно предложить им другие свои рекомендации, которые обязательно появятся.
Увлекшись получением дополнительного дохода, рискуете ли вы запустить свою основную работу? Риск есть. Но не у вас, а у вашего работодателя. Это он рискует потерять сотрудника с широким кругозором, разносторонними интересами и массой знакомых. Ведь свою фирму вы будете рекомендовать и рекламировать точно так же, и, может быть, вместе с шефом разработаете свою систему поощрений за рекомендации, и ваш знакомы врач или юрист станет присылать к вам своих клиентов за вашим товаром или услугой. Заметьте, к вам, а не к директору или фирме, потому что срабатывают именно личные рекомендации. Безусловно, вам придется стать лучшим специалистом в своем деле, если вы действительно его выберете и полюбите. А уж когда это случится, вы сможете смело думать и говорить о создании филиала, получения доли в вашем предприятии или организации новой фирмы, если того потребуют ваши амбиции и желания.
Кстати, об образовании. Если на каком-то этапе работы вы почувствуете недостаток фундаментальных знаний, вот тогда идите учиться. Поверьте, к тому времени вы сумеете правильно выбрать и вуз, и факультет, и специальность. Учиться же будете сознательно, а не «на автомате», как это делает большинство юных выпускников школ.
Свои рекомендации я хотел бы адресовать также и студентам и безработным, и желающим сменить работу. Рекламный бизнес сегодня – это школа общения (коммуникаций) и продаж. К слову, коммуникабельности сейчас не хватает очень многим, несмотря на их заверения в обратном. Кто-то скажет, что школы продаж есть во многих компаниях, в частности, сетевых. Там другие продукты, направленные чаще всего на конечного потребителя. Там тяжелее заработать и легче сломаться. Ведь люди гораздо охотнее расстаются с корпоративными деньгами, чем с личными. Это первое. А второе – это всеобщее помешательство на рекламе. Лозунг «Реклама – двигатель торговли» намертво засел в голове каждого бизнесмена: все дают рекламу, и нам деваться некуда, придется давать. А рекламный агент уже тут как тут.
Одним словом, ситуация сегодня – на стороне рекламного бизнеса. Хотите достичь успеха, используйте это обстоятельство.
Сам я, между прочим, в рекламе не работаю и ничьи интересы не лоббирую, но после этого разговора с вами, наверное, подумаю. Может быть, напишу пару рекламных статей, если тема и продукт будут интересными. Так часто бывает в жизни: учишь других и при этом еще больше учишься сам.


Архив: 22.06.2006.

Комментариев нет: