вторник, 25 сентября 2018 г.

ПОЧЕМУ МЫ ТАКИЕ НЕСЧАСТНЫЕ?


Картинки по запросу мы - несчастные

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». Матф.6:24


Пять месяцев назад, в статье с похожим заголовком «Почему мы такие бедные?»: http://pensioneriya.blogspot.com/2014/07/blog-post_3823.html,  я написал: «Мы потому несчастны и бедны, что застряли на распутье между христианством, социализмом и капитализмом и никак не можем сделать свой выбор. Нет выбора - нет цели – нет будущего». Сегодня есть необходимость продолжить эту тему.
Счастье – это энергия, ощущение счастья – это ощущение избытка энергии. Давайте вспомним, когда это ощущение нас посещает.
1.    Мы влюблены.
2.    Наши мечты, надежды, ожидания, планы, расчеты, предсказания, предположения сбываются.
3.    Мы творим.
4.    Мы благодарны за доброту, помощь, сочувствие, поддержку.
5.    Мы гордимся добрыми делами, семьей, детьми, работой, положением в обществе, признанием наших успехов, всем тем, чему мы отдали немало своей энергии.
6.    Мы радуемся успехам тех, кто нам близок (от членов семьи до всего человечества).
7.    Мы радуемся жизни без видимых причин. На самом деле – это бодрость, здоровье, уверенность в будущем, наличие целей, планов.
Немного парадоксально, но избыточная энергия появляется тогда, когда мы ее усиленно отдаем. Это – результат развития.
Соответственно, несчастье – это ощущение упадка сил, утраты энергии. И оно посещает нас в других случаях.
1.    Мы завидуем.
2.    Мы ревнуем.
3.    Мы устали, пресытились, скучаем.
4.    Мы удраночены тем, что наши мечты, надежды, ожидания, планы, расчеты не сбываются.
5.    Мы сожалеем, осуждаем и ненавидим себя, других, окружающий мир.
6.    Мы болеем.
7.    Мы испытываем страх, неуверенность.
Вывод простой: нашу энергию высасывают застой в делах и негативные чувства. А какие у них основания и были ли они вообще, уже неважно.
Чаще всего, выходит так, что счастье – это добровольная отдача энергии, а несчастье – это принудительная ее потеря.
С другой стороны, мы испытываем счастье при удовлетворение трех инстинктов:
1.    Жизни: здоровье, благополучие.
2.    Продолжения рода: семья, дети, уверенность в будущем.
3.    Развития: творчество, цели, планы.
Сила каждого инстинкта в разных людях может быть неодинакова, поэтому и счастливы мы бываем по-разному и от разного. Наверное, надо знать себя и свои приоритеты, чтобы не гоняться бестолку за чужим счастьем, а уверенно идти к своему собственному.
При чем здесь в таком случае, христианство, социализм или капитализм? Да, дело тут, видимо, не в конкретном –изме, а в той системе взглядов на человека и окружающий мир, в которой мы живем реально и в той, которую считаем правильной, - в их совпадении или несовпадении. Если внутреннее мировоззрение (система взглядов) не совпадает с внешней действительностью, то надо что-то из них менять, или мировоззрение, или действительность. Такое бывает довольно часто, особенно во времена резкого изменения последней. Тогда ученый уходит на рынок, бизнесмен переселяется на заброшенный хутор, актер подается в монастырь, поэт разгружает вагоны, а император выращивает капусту. Иногда под напором внешних обстоятельств меняются и внутренние убеждения, особенно, если они не особо стойкие, но чаще мы с удивлением наблюдаем в окружающих людях странное раздвоение личности, когда логика их поступков никак не совпадает с ими же декларируемым мировоззрением. Имея склонность замечать соринку в чужом глазу и не видеть бревна в своем, мы редко распространяем очевидное в окружающих на самих себя, не всегда в них себя узнаем.
Мы давно об этом знаем и давно привыкли к несовпадению между словами и делами конкретных людей. Оно не режет нам слух, не колет глаз и воспринимается нами, чуть ли не как должное. И с этим можно было бы жить и далее. Проблема в том, что в случае, когда подобное несовпадение и подобное раздвоение личности касается лично нас, мы принудительно теряем энергию и лишаемся своего законного кусочка счастья. А ведь в нем, собственно, и заключается смысл нашего существования. Что же конкретно в нас так не совпадает?
Рассмотрим этот вопрос на примере таблички из той самой статьи пятимесячной давности. И  христианство, и капитализм, и социализм названы в ней религиями. Если кому-то это не нравится, замените их на мировоззрения; суть их от этого пострадает не сильно: и то, и другое – система взглядов.


Христианство
Капитализм
Социализм
Основа религии
Способность человека любить
Способность человека к насилию
Способность человека к коллективизму
Основная идея
Возлюби Бога и ближнего своего
Выживает сильнейший
Человек человеку – друг, товарищ и брат
Основная цель
Слияние с Богом (царствие Божие)
Больше денег, власти, удовольствий
Всеобщее братство (коммунизм)
Основа мировоззрения
Нравственность
Сила
Коммунистич. Мораль
Основа отношений
Все люди – дети Божьи
Изначально все неравны
Равенство и братство
Права и обязанности
Сильный должен помогать слабому
Сильный может подавлять и использовать слабого
Сильный должен защищать слабого
Основа мироздания

На все воля Божья.
На всё воля свободного рынка.
Все зависит от   усилий человека
Как действовать человеку
Выполняй заповеди, устремляйся к  Богу.
Копи деньги, подчиняйся рынку.
Развивай производство и развивайся сам
Как действовать обществу
Стремиться к единству
Увеличивать ВВП
Выполнять планы партии
Изучим внимательно эту табличку и примерим ее на себя.
Большинство из нас считают себя приличными людьми и не разделяют принципы капитализма с его культом силы. Скорее, нам близки христианская любовь и социалистическая дружба. Живем мы, однако, в капитализме. Каким путем он проник в наше пространство и практически завоевал его, вопрос отдельный, но факт, как говорится, налицо. И все-таки, иногда нам нравится доказывать свою силу и применять ее к другим. Правда, мы не любим, когда кто-то более сильный применяет ее к нам, потому что это расстраивает нас и делает несчастными. Кроме того, нам нравится власть денег и возможности, которые предоставляет их наличие. Но мы категорически не выносим диктата этой же власти по отношению к нам, потому что нас это обижает и делает несчастными.
Мы требуем уважения и достойной оплаты от хозяина своей фирмы, а сами обкрадываем его, работая спустя рукава. Мы требуем благоустройства от городских властей, а сами бросаем окурки из своих окон. Мы требуем заботы от государства, а сами уклоняемся от работы и уплаты налогов. Мы жалуемся на притеснения от тех, кто сильнее нас, а сами хотим занять их место, чтобы делать то же самое. Наши разнонаправленные желания разрывают нас на части и оставляют у разбитого корыта. Мы хотим и в Белоруссию с ее социализмом, и в Польшу с ее капитализмом, и в христианский рай с его коммунизмом. Мы завидуем жителям китайской деревни миллионеров Хуанси, но отказываемся работать, как они, семь дней в неделю. Мечтаем о тридевятом царстве с молочными реками и кисельными берегами и в то же время загаживаем берега и воды родных рек и озер совсем другими продуктами.
Пытаясь найти «золотую середину», мы становимся своими среди чужих и остаемся чужими среди своих. Мы даже капиталистический бизнес толком построить не в состоянии; все пытаемся пририсовать ему человеческое лицо. На словах он у нас и  потребителей опекает, и для сотрудников – семья, и для государства – партнер. Прямо, как у Лермонтова: «слуга царю, отец солдатам». Настоящий же он у Пушкина:
«Тут есть дублон старинный.... вот он. Нынче
Вдова мне отдала его, но прежде
С тремя детьми полдня перед окном
Она стояла на коленях воя.
Шел дождь, и перестал, и вновь пошел,
Притворщица не трогалась; я мог бы
Ее прогнать, но что-то мне шептало,
Что мужнин долг она мне принесла
И не захочет завтра быть в тюрьме».
И если мы согласились жить по капиталистическим стандартам, то нечего на них жаловаться (назвался груздем, полезай в кузов), а  если наши ценности совсем другие, то надо оставаться верными им любых ситуациях, а не только, когда это выгодно.
Впрочем, из этой дилеммы тоже есть выход, о котором продолжим в следующий раз.









Комментариев нет: